Сам сканер похож на геодезические приборы. Принцип работы крайне простой. Известна скорость лазерного луча, а значит, умножив ее на время, можно рассчитать расстояние до заданной точки. Таких точек он снимает десятки тысяч в секунду, в диапазоне 360 градусов. В итоге мы получаем цифровой двойник дороги.
Облако точек переносят на монитор, где наглядно видна вся геометрия – толщина асфальта, высота полотна, уклон трассы. Каждая ямка тоже как на ладони. Дальность видения – около километра. Потом прибор перевозят на следующий участок. Работать можно практически постоянно.
– Погодные условия не влияют. Это система достаточно активная, ее можно использовать и ночью. Единственный фактор, который оказывает влияние на данное сканирование, – это осадки. Снег, дождь – это лишний дополнительный шум, который тоже фильтруется специальными программами, – говорит ведущий инженер Алексей Деговцов.
Такие программы позволяют максимально объективно оценить качество ремонта. То, что не заметит человечкий глаз, бесстрастная машина определит безошибочно. Если подрядчик не доложил асфальта на сантиметр – это станет очевидно. Поможет 3D-модель и при проектировании будущих участков, чтобы и люки канализации учесть, и линии электропередачи, и разность методик геодезистов и дорожников.
– Качество проектно-сметной документации оценить очень сложно. Это видно только потом уже, когда начали строить, и исправлять сложно. Поэтому мы начинаем тут. Контроль отметок. Мы делаем все в единой системе координат, накладываем друг на друга. Специальную реперную сеть создаем, – поясняет начальник отдела геоинформационных технологий и мониторинга Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Алексей Конкин.
Эта сеть будет учитывать даже погодные факторы: оттаивание покрытия весной и замерзание осенью. Первый участок уже смоделирован – это Павлодарская трасса. Теперь оцифруют дороги с наиболее плотным движением – на Ленинск-Кузнецкий, Кемерово, Толмачево.