Среди любопытных, тщательно выполненных поделок мое внимание привлек один небольшой и очень оригинальный экспонат ученицы четвертого класса Тани Демидовой — «Ежик» (на снимке). Заметив, что я озадаченно верчу его в руках, Любовь Ивановна с некоторой виноватостью пояснила: «Это птички тут похозяйничали, наверное, воробьи. Они и другие работы подпортили». «Ага, — наконец-то прояснилось мне, — теперь понятно, каким образом в плотный пластилин в качестве иголок были воткнуты хрупкие скорлупки семечек подсолнуха». — Нет, Любовь Ивановна, — заметил я, — воробьи так расщелкивать семечки не могут. Это работа синицы — большой мастерицы по извлечению семени из скорлупы. Да вот и она сама, легка на помине, — указал я на синичку, влетевшую в форточку и по-свойски запорхавшую по книжным полкам. Видать, не от хорошей жизни отважилась она залететь в помещение в поисках съестного и нашла таковое в семечках-иголках, воткнутых в спину пластилинового ежа. Надо поговорить и об этом с ребятами. Поговорили. А экспонат Тани Демидовой, доведенный до совершенства голодной синичкой, равно как и первый снегопад, стал наглядным тому подтверждением. Да, пришел очередной сезон позаботиться о птицах, остающихся с нами на зиму, и вновь напомнить об акции «День зимующих птиц», ежегодно проводящейся на Краснообской районной станции юных натуралистов. А зародилась эта инициатива еще лет 20 назад в Краснообской средней школе №1. С преподавателем биологии Людмилой Ефимовной Голубевой мы провели (впервые в стране!) этот День зимующих птиц, восстанавливая справедливость по отношению к пернатым, не улетающим на юг. Если у нас состоялся и стал традиционным весенний День птиц, а говоря конкретнее — День встречи перелетных птиц (кульминация его — развешивание скворечников и дуплянок), то почему же мы не чествуем и не помогаем птицам зимующим и потому наиболее нуждающимся в нашем внимании и заботе? С этой мыслью и готовился День зимующих птиц в первой краснообской школе. О пернатых аборигенах разучивались стихи, готовились рисунки, фотографии и костюмированные сценки. А накануне праздника ребята 5 — 7-х классов писали сочинения на тему «Что я знаю о зимующих птицах», итоги которых подводил автор этих строк. (Среди сочинений попадались толковые работы, говорившие о наблюдательности сочинителей, но еще чаще веселили, а заодно и удручали перлы, отражавшие низкий уровень познаний ребят о наших пернатых друзьях. Читайте об этом в подборке «Чудеса в решете».) Само собой разумеется, что в эти же дни не забывали и про птичьи столовые, а самую большую из них устроили... прямо на бетонной клумбе, что возвышается перед парадным входом в школу. Тот первый праздник удался, что могли почувствовать и сами птицы, ведь возле школы и домов ребят не только прибавилось кормушек, но и заметно обогатилось их содержимое. А завершился праздник принятием обращения ко всем учащимся школ и воспитанникам детских садов области, которое было опубликовано в газете «Молодость Сибирь». Его суть — проводить включенный в школьные методики День птиц дважды в году. Весной (март — апрель) — День встречи перелетных птиц и осенью (октябрь — ноябрь) — День зимующих птиц. Вряд ли кто станет возражать против целесообразности учреждения зимнего аналога Дня птиц. Да никто и не возражал. Все были «за», но... зимний праздник не только не зашагал по городам и весям, а был через несколько зим забыт и в стенах школы-инициатора. Причина, думается, не только в том, что новое приживается с трудом, но и в том, что любое начинание нельзя пускать на самотек. В советское время обращение школьников было бы поддержано (пусть в иных случаях и формально) в пионерских и комсомольских организациях, включено в планы работы. Ныне судьба доброго начинания, о котором речь, зависит от учителя биологии и воспитателя детского сада, от их сострадания к «братьям меньшим» и способности научить этому других. Пресловутый человеческий фактор в данном случае сработал не в пользу птиц. За единственным, пожалуй, исключением в лице Раисы Казимировны Соколовой — руководителя кружка орнитологов Краснообской районной станции юных натуралистов. Очередной День зимующих птиц в прошлом холодном сезоне она провела совместно с преподавателем первой школы Александрой Николаевной Кудряшовой и ее подопечными из 7«Б». Александра Николаевна, кстати, не биолог, а литератор, не только на словах радеет о птицах, страдающих зимой не столько от холода, сколько от бескормицы. Она, к примеру, никогда не выбрасывает остатки с обеденного стола в мусорное ведро, а выкладывает их, подобно многим, на канализационные люки... И на этот раз праздник юных орнитологов прошел живо, весело, с обоюдной пользой для ребят и птиц. Катя Колос, Юля Мартыненко, Кристина Перепадя, Рания Мусафирова и Вера Тюрина выступили с интересными рассказами о таких пернатых аборигенах, как поползень, синица, сорока и шныряющие у нас под ногами воробьи. (Шнырять-то шныряют, но никогда, заметьте, не сядут, как синичка или поползень, на ладонь.) Свои рассказы ребята иллюстрировали рисунками в специально выпущенных стенгазетах. А вот парочка свиристелей, как живые наглядные пособия, села на глазах ребят на березу, стоящую прямо под окнами станции, и тут же попала в объектив фотоаппаратов. Прилет этих красивых птиц, как заметил кто-то, напомнил собравшимся известную пословицу о том, что соловья, а заодно и всех птиц, прилетающих зимой к нашим окнам, баснями не кормят. И свиристели не ошиблись в адресах, получив угощение и в этот день..., и в другие... Мне не хотелось бы заканчивать свои заметки этой благостной картиной. В целом она не такова, и около многих, очень многих окон и дверей зимующие птицы не получают от нас ни крошки. Обидно. Ведь есть добрые примеры, есть обращение краснообских юннатов поддержать их совсем нешуточную затею с Днем зимующих птиц. Кстати, этой акцией краснообских юннатов заинтересовался всероссийский детский журнал о природе для семейного чтения «Муравейник», и в ноябрьском номере этого года о ней узнают от Камчатки до Калининграда. А для нас, новосибирцев, это ответственный повод сделать все для того, чтобы начинание краснообских ребят стало повсеместным. Не к тому ли призывал совестливый поэт Александр Яшин в своем стихотворении «Покормите птиц»? Вот его заключительные строки: Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. *** ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ «Наступила зима. Птицы стали улетать на юг». «Птенцов снегири выводят в конце зимы и улетают в конце зимы тоже». «В лесах живут клесты, они едят шишки». «Когда синичка прыгает, у нее хвост тараторит». «Поползень лазит вверх тормашками». «Есть у клестов еще интересное качество: у него клюв крючком, и он кормится вверх ногами». «Однажды я случайно услышала воркование. Я подумала, что это воркуют голуби, но ошиблась. На тротуаре сидели два воробья. Прижавшись друг к другу и съежившись своими маленькими испуганными глазенками, ворковали». «Голубь — небольшая птица. В высоту примерно тринадцать сантиметров, в ширину примерно девятнадцать, клюв у него — одна целая, пять десятых». «На ветках сидели снегири и чирикали». Из сочинений ребят 5 — 7-х классов первой краснообской школы. *** У НАШИХ СОСЕДЕЙ И по дружбе, и по службе В «Российской газете» за 5 февраля этого года была напечатана фотография с птичьей кормушкой и подпись: «В Кемерово стартовала акция «Покормите птиц». Сотрудники областного департамента по охране объектов животного мира развесили в парках 30 кормушек, изготовленных по спецзаказу. Государственные инспектора будут подкармливать птиц каждую неделю». На наш запрос начальник департамента Х.М. Сурхаев пояснил: «Акция «Покормите птиц» была организована департаментом по охране объектов животного мира. Было изготовлено 150 кормушек, которые развешаны в парках г. Кемерово, г. Новокузнецка и в Яйском районе. Закуплено 10 тонн зерна (пшеница и овес) для подкормки птиц. В мероприятии принимали участие ученики 9-го класса 84-й школы.» Как видим, у соседей дело поставлено солидно. Неплохо бы и нашим государственным людям поддержать начинание ребят.
День зимующих птиц
На днях я встречался с ребятами 196-й средней школы, что в поселке Северо-Чемском. Перед тем, как три третьих класса заполнили читальный зал библиотеки, ее заведующая Любовь Ивановна Гудилина показала развернутую здесь выставку детского творчества.