Из груды металла — как феникс из пепла

Каждый год 9 Мая на отрезке улицы Орджоникидзе между Красным проспектом и Советской выстраиваются колонны автомобилей времен Великой Отечественной войны. Мальчишки, забыв про остальные мероприятия, проходящие на главной площади города, бегут к старой технике. И за рулем можно посидеть, никто не сгонит, и потрогать руками все что можно. Опять же никто уши не надерет. И вопросик задать дядям, которые сотворили это чудо! А взрослым приятно рассказывать, как проходило перевоплощение, простите, рухляди в прекрасного принца.

А ветераны прошедшей войны мысленно переносятся в боевую юность. Некоторые из стариков управляли когда-то этой техникой, подвозили снаряды, продовольствие и медикаменты, увозили в госпитали раненых. Водителям тех лет, почти мальчишкам, не надо рассказывать, где какая деталь. Бывшие фронтовики благодарны членам городского клуба «Ретротехника», которому недавно исполнилось десять лет. Чем не повод встретиться с его руководителем Леонидом ЧЕРНОБАЕМ. — Известно, что вы, географ-биолог по образованию, исколесили всю область в поисках материалов по краеведению. Слышал, что сначала вы передвигались на велосипеде, позже пересели на автомобиль, осознав все его преимущества. Проехав тысячи километров по сибирским просторам, вы вдруг увлеклись ретротехникой. С чего бы это? — Секретов не делаю (улыбается). В конце прошлого века Николай Владимирович Строганцев, страстный картингист и автолюбитель, предложил мне поехать за старым автомобилем, который валялся в селе Усть- Каменка Тогучинского района. И мы его привезли. Это была американская машина, неизвестно каким образом попавшая сюда. Я скептически посмотрел на «иностранку» и подумал: «Что же можно сделать из груды металла?» Через несколько месяцев, увидев восстановленное авто, воскликнул: «Неужели возможны чудеса?» С тех пор и прикипел к новому увлечению. — Видно, что вы, Леонид Прокофьевич, романтик... — Да уж, у телевизора не засиживаюсь... (А он, как я увидел, сидя в гостиной, плазменный. Смотреть бы да наслаждаться!) У меня характер такой — не могу больше одного дня в месяце сидеть дома. Мне нужно куда-то спешить, не просто смотреть, а видеть. Я записываю, а потом, зимой, обрабатываю собранный материал. Много фотографирую. Когда в центре детского и юношеского творчества «Юниор» была создана лаборатория, ее возглавил Александр Зверков. Помню, сколько радости было, когда первой отреставрированной машиной, поехавшей по асфальту, был ГАЗ-М1 1938 года выпуска. В народе его называли «Эмка». Это черная энкавэдэшная машина, которая позже была распространенной моделью. На ней ездили и командующие фронтами, армиями. У командующего фронтами она была бронированной. Причем делали ее, как сейчас говорят, на вездеходах, то есть два моста ведущих. Это было связано с разбитыми дорогами, по которым приходилось ездить, к примеру, Жукову, Рокоссовскому и другим военачальникам. — Повозиться с «первенцем» пришлось порядочно? — Да... Машина была в печальном состоянии. Заменили кузов. Его взяли с американского «Форда». Двигатель поставили и коробку перемены передач. Эта первая машина, ставшая талисманом клуба, отремонтирована к 55-й годовщине Великой Победы. Вот, видите, снимок, — это наш первенец. И мы, человек двадцать, кто был причастен к ремонту, её окружили... — Первый успех вас вдохновил? — Еще как! Потом начались поиски ретроавтомобилей в районах нашей области. Нам подсказывали адреса, мы давали объявления. — Вас не считали чудаками? — Считали, считали... На протяжении трех-четырех лет мы привезли около пятидесяти автомобилей не только из Новосибирской, но и соседних областей — Томской и Омской. — А как к вам попадали раритеты? — По-разному... Кто-то дарил, но таких, к сожалению, было меньше. В Кыштовке повезло, нам предложили «ГАЗ-12». Эта правительственная машина высокого класса была на ходу. В пятидесятых — шестидесятых годах прошлого века на ней возили секретарей обкомов, командующих военными округами. Хотя машина передвигалась, с ней также пришлось поработать. Как и прежде, пригласили специалистов. — Сколько человек в клубе? — Более семидесяти, люди не бедные, имеют возможность купить старый автомобиль и восстановить его. Хотя многие ездят на иномарках. Член клуба Владимир Никитенко тягу к старине не оставляет. Нашел «Москвич-400». Эту редкую модель продавали после войны Героям Советского Союза. Посмотрел внимательно Владимир Иванович на свое приобретение, почесал затылок и решил добавить еще две фары от автомобиля «ГАЗ-51». Четыре года ушло на перевоплощение. Теперь машиной любуются и стар, и млад. Разве сравнишь это чудо с новомодной заморской игрушкой. — Чем можно объяснить подобное увлечение? — Каждый владелец отремонтированной техники хочет сам удивиться и других удивить. В наш клуб приходят люди всех профессий — от слесаря до директора института. У кандидата исторических наук, директора Музея науки и техники СО РАН Николая Николаевича Покровского в коллекции несколько старинных автомобилей. Один из опытнейших реставраторов старинной автомототехники — бывший сварщик, а ныне пенсионер Борис Алексеевич Лихачев. Он восстановил более десяти автомобилей, работая в автомотоцентре: чехословацкую «Шкоду», два немецких «Опель-кадета» 1938 и 1939 годов выпуска, американский «Виллис» 1944 года (эта машина выпускалась в военное время американским автопромом на 45 суток боевых действий. После этого она приходила в негодность). Любимое его детище — «ГАЗ-67-Б». Ежегодно на «Сибирской ярмарке» мы выставляем ретротехнику на «Автосибе». Этот год был урожайным — десять мотоциклов и сорок восемь автомобилей. Были оригинальные модели, среди них — «Форд» 1905 года выпуска. Посетители увидели немецкие, французские и итальянские автомобили, выпущенные более тридцати лет назад. — Может быть, какой-нибудь случай запомнился? — Да, конечно, в автопробеге всегда что-нибудь происходит. У нас на одной из машин полностью вышел из строя мост. Хорошо, что у «ГАЗ-67» два ведущих моста. И поэтому больших проблем не было — заменили. Однажды решили попробовать, пройдет ли «ГАЗ-67» сильную грязь или нет? Увы, застрял! Но быстро вытащили. Казусная история произошла в Убинском районе. Нам сказали, что в одном из дальних сел стоит старая машина с газогенератором, то есть работает на дровах. Мы, окрыленные удачей, двинулись в путь. Когда приехали, оказалось, что сарай пуст. Чертыхнулись, конечно, от досады. Как говорится, и смех, и грех...

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент