С надеждой и верой в человека

На завершившемся в воскресенье 62-м Каннском фестивале было представлено шесть программ: три официальные и три параллельные. В конкурсной программе кинофорума участвовали 52 картины из 32 стран. «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля получила картина «Белая повязка» австрийского режиссера Михаэля Ханеке. Фильм, снятый в черно-белых тонах, рассказывает о кризисе немецкого общества накануне Первой мировой войны.

Действие картины происходит в удаленной от городской суеты протестантской деревушке на севере Германии. Возникшее с начальных эпизодов картины психологическое напряжение не отпускает зрителя до ее самого конца. Режиссер дает картину застывшего во времени общества, когда между старшими и молодыми поколениями образовалась огромная пропасть. В результате возникает авторитарное общество, которое, с одной стороны, не дает детям не только реализовать свой потенциал, но и нормально развиваться, а с другой — ведет к вырождению старших поколений. «Я задумал фильм около 10 лет назад, пытаясь понять причины тоталитарного общества, фашизма, фанатизма и международного терроризма, — заявил Михаэль Ханеке. — Корни этих зол находятся в одном — в возведении в догму, в абсолют принципов, которые первоначально могли иметь позитивные стороны для общества». Кстати, название картины происходит от принятой в ряде районов Германии традиции повязывать подросткам на предплечья белые повязки в знак их обязательств строго придерживаться христианских норм поведения, передает ИТАР-ТАСС. Второй по значимости приз — Гран-при — завоевала кинолента «Пророк» французского режиссера Жака Одьяра. Специальная премия 62-го Каннского фестиваля присуждена крупнейшему мастеру современного кинематографа 86-летнему французскому режиссеру Алену Рене за его картину «Сорняки». Премию за лучшую мужскую роль получил австрийский актер Кристоф Вальц за исполнение роли нацистского офицера в ленте американского режиссера Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Французская актриса Шарлотта Генсбур получила премию за лучшую женскую роль. Она сыграла в вызвавшем большую полемику на кинофоруме фильме режиссера Ларса фон Триера «Антихрист». Россия была представлена в Каннах двумя лентами: «Царь» Павла Лунгина с Олегом Янковским в главной роли и «Сказка про темноту» Николая Хомерики. Они участвовали во втором по значению конкурсе фестиваля — «Особый взгляд». Фильм Лунгина «Царь» по сценарию пермского писателя Алексея Иванова рассказывает об одном из самых драматических моментов русской истории — о двух годах из жизни грозного царя и его борьбе с митрополитом Московским Филиппом (Колычевым). Режиссер Павел Лунгин: — Иван Грозный — одна из ключевых фигур в истории. Он считал, что он — транслятор идей и намерений, посланных ему Богом. Он не относился к себе критично. Для него не существовало десяти заповедей, потому что они были предназначены для народа. Он считал себя неподсудным, потому что его воля есть воля Бога. Я нагромоздил в картине бесформенную кучу проблем: они мною двигали и меня волновали. Мне хочется верить, что они волнуют и интересуют многих людей. Роль святителя и митрополита Московского Филиппа в картине «Царь» стала последней кинематографической работой Олега Янковского. Она получила восторженные отзывы зрителей Каннского фестиваля. Главная тема завершившегося кинофорума, проходившего в условиях первого финансово-экономического кризиса эпохи глобализации, — необходимость преодоления как отдельным человеком, так и всем современным обществом страха перед будущим. Непременным условием этого является, с одной стороны, честность человека перед самим собой и окружающими, с другой — сохранение личностью и цивилизацией в целом высочайших моральных ценностей. Фестиваль продемонстрировал, что крупнейшие деятели мирового кинематографа продолжают изучать и предсказывать пути дальнейшего развития мира, человеческой цивилизации. При этом они оказываются способными увидеть и предупредить о тех опасностях, которые могут привести к вырождению личности и краху всего мира. Не обошлось в Каннах и без скандалов. Широкую и противоречивую реакцию вызвали показанные в рамках главного конкурса картины датского режиссера Ларса фон Триера «Антихрист», китайского режиссера Лоу Е «Весенняя лихорадка» и француза Гаспара Ноэ «Внезапно пустота», однако жюри встало на защиту этих оригинальных фильмов, которые раздвигают горизонты понимания современного мира. Так, сыгравшая главную роль в «Антихристе» француженка Шарлотта Генсбур получила премию фестиваля за женскую роль, а картина «Весенняя лихорадка» — за лучший сценарий. Следующий, 63-й, Каннский кинофестиваль пройдет с 19 по 30 мая 2010 года.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент