Мария Шалаева — сама себе голова

Фильм Анны Меликян «Русалка», который недавно телезрители увидели в программе Александра Гордона «Закрытый показ», будет нынче заявлен от России на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Картина Меликян была выбрана из восьми претендентов по результатам голосования российской оскаровской комиссии. Ранее «Русалка» получила приз кинокритиков ФИПРЕССИ на 58-м Берлинском кинофестивале, приз за лучшую режиссуру на фестивале независимого кино в американском Санденсе.

В России исполнительнице главной роли актрисе Марии Шалаевой была вручена премия «Ника»… И как принято сейчас говорить: «с этого места поподробнее…», потому что, по признанию режиссера Анны Меликян, и сценарий (современная, в реалиях XXI века, интерпретация андерсеновской «Русалочки»), и сам фильм делались «под Машу Шалаеву» — именно ее индивидуальность стала творческим импульсом для создания этого произведения. На самом деле Маша в этом фильме необыкновенная: такая беззащитно настоящая и бескомпромиссная — в любви и ненависти, что мегаполис в конце концов поглотил ее героиню Алису, как морская пучина… Какая же она сама, Маша Шалаева — актриса, не впервые (была еще картина «Маша» Сергея Ткачева) вдохновляющая кинорежиссеров на новый фильм? — Маша, как вы попали в фильм «Русалка»? — Мне позвонила режиссер Анна Меликян и сказала, что написала сценарий, в котором главная роль придумана специально для меня. Я в первый момент даже растерялась и не знала, что ответить, но потом, конечно, собралась с мыслями и согласилась сниматься. Так все и случилось… — Ваша Алиса — девушка яркая, необычная. Как бы вы охарактеризовали свою героиню? Какой она человек? — Хотя эта роль написана для меня, но, по-моему, я на Алису не слишком похожа. Честно говоря, я с этой девушкой очень долго боролась. (Улыбается.) Пока ее играла, все время думала, какая же она дура: нельзя быть такой наивной, бескорыстной, не от мира сего! То есть самое сложное — быть таким вот настоящим человеком — как Алиса. Все время тянуло на какой-то цинизм. Вещи наивные как раз очень тяжело делаются. Но благодаря нашему режиссеру все получилось. — В Москве ваша героиня подрабатывает то расхаживающей по улицам поролоновой телефонной трубкой, то пивной кружкой. А вам приходилось зарабатывать на жизнь подобными экзотическими способами? — Да! В двенадцать лет я решила в свободное от учебы время продавать в подземном переходе газету «Из рук в руки». А пока училась во ВГИКе, подрабатывала официанткой в клубе «Пропаганда». Там меня до сих пор помнят! Хозяева, очень милые люди, при встречах всегда говорят: «Маша, если у тебя что-то в кино не заладится, возвращайся к нам!» — Красивый и обаятельный парень, в которого влюбилась русалка Алиса, ее чувств не оценил. А какой тип мужчин нравится вам? — Сложный вопрос! Вообще-то, мне нравятся не типы, а мужчины, причем очень немногие. По-моему, у мужчины должен быть сильный характер, индивидуальность, а внешность особого значения не имеет. К мужчинам, которые слишком уж заботятся о своем внешнем виде, я в последнее время стала относиться с некоторым недоверием. — Российская столица встретила вашу героиню неласково. А вам нравится Москва, вам здесь уютно, комфортно? — Если я много времени провожу в Москве, то устаю от нее. Прожив здесь две недели, начинаю думать, куда бы свалить. Если в Москве надолго задержаться, то ее дикий ритм и суета затягивают как болото. Начинаешь беспокоиться: все что-то покупают, а я почему-то ничего еще сегодня не купила, как же так?! Единственное спасение — уехать в деревню и пожить там хоть пару дней, тогда мозги возвращаются на место. — «Русалка» — это современная сказка. На съемках фильма происходило что-нибудь необычное, волшебное? — Актерская профессия очень приземленная. Все предельно просто и конкретно. Магия появляется, только когда фильм полностью смонтирован. Приходишь в кинозал, смотришь на себя и удивляешься: «Надо же, как интересно получилось! Я ведь ничего этого не играла, а рядом с остальными эпизодами те, в которых снималась я, выглядят совсем иначе!» А до монтажа никакого волшебства нет. Часто люди, не имеющие отношения к кино, мечтают попасть на съемочную площадку. Однако добившись этого, они чувствуют разочарование. Все очень скучно: люди ходят туда-сюда, настраивают аппаратуру, поправляют грим, подшивают костюмы… Ничего особенного! — Алиса из «Русалки» однажды вообще перестала разговаривать. Маша, которую вы сыграли в одноименном фильме, тоже выражала свои мысли и чувства не вслух, а в письмах. А вы любите поговорить? — Обожаю! Я страшная болтушка! — Трудно было играть таких молчаливых девушек? — Играть людей настолько не похожих на тебя очень интересно. Мне легче даются именно такие роли. Думаю, мне было бы гораздо сложнее сыграть болтушку. А молчание в кадре — подарок для актера! — А вообще Маша и Алиса похожи друг на друга? — Мне трудно судить. Самое удивительное, что обе эти героини написаны специально для меня. Мне вообще везет на такие роли: Алиса придумана для меня, и Маша тоже, и еще одна Маша, которую я сыграла в фильме «Завтра день рождения»… Наверное, какие-то общие черты есть у них всех, хотя, по-моему, я в жизни совсем другая. Просто такой меня видят люди, которые пишут для меня сценарии. — Трудно левше жить в мире правшей? — Я вообще боюсь говорить, что мне легко жить: вдруг накличу какую-нибудь гадость? По-моему, мне везет немного чаще, чем другим, или просто я воспринимаю мир более позитивно… Конечно, бывает всякое, но в целом все нормально. — Каким было ваше детство? — Мое детство оказалось очень странным, потому что пришлось на пограничное время: сначала был Советский Союз, а потом началась совсем другая эпоха. Я помню, как в шесть лет стояла вместе с сестрой в длиннющей очереди за хлебом, а в десять уже превратилась в довольно противного подростка, жующего жвачки и поглощающего «Сникерсы»… — В детстве вы занимались в какой-нибудь театральной студии? — Нет, театральные студии я презирала! Я училась в музыкальной школе играть на домре — это старинный русский народный инструмент. — И как же вы попали в музыкальную школу? — В детстве я обожала русскую народную музыку. Однажды мы с мамой пошли на концерт оркестра русских народных инструментов имени Калинникова. Я услышала, как один из музыкантов — его фамилия Лукин — виртуозно играл на домре, и захотела научиться играть так же. Мама очень обрадовалась, потому что до этого я наотрез отказывалась заниматься в кружках и секциях и заставить меня никто не мог. Год я отучилась в обычной музыкальной школе, а потом успешно сдала экзамены в школу имени Дунаевского. Со временем я начала выступать в составе оркестра русских народных инструментов нашей музыкальной школы… — Есть ли у вас кумиры среди актрис старшего поколения? Вы хотите стать похожей на кого-нибудь из них? — Нет, я не хочу ни на кого быть похожей. Хочу остаться самой собой и, надеюсь, у меня что-нибудь получится. — Какие из поступков, совершенных вашими героинями, вы никогда бы не смогли повторить в реальной жизни? — Не могу сказать. (Улыбается.) Никто не знает, что случится через несколько минут! Не зря ведь говорят: от тюрьмы да от сумы не зарекайся! — Как вы думаете, театр и кино должны развлекать зрителей или заставлять их задуматься? — Главное — нельзя считать зрителей дураками! — Молодым актерам нелегко выбирать роли. Высокое искусство обычно не приносит ни славы, ни денег, а работа в откровенной халтуре может убить актера как личность. Вы отказываетесь от ролей? — Раньше я могла позволить себе привередничать, но сейчас у меня есть сын и его нужно кормить. Хотя был такой случай… Я получила сценарий, прочитала его, и он мне совсем не понравился, о чем и сообщила людям, которые его прислали. Они заговорили о гонораре, но я их перебила: «Я не хочу у вас сниматься, и деньги ничего не изменят». Впрочем, каких-то твердых критериев у меня нет и я сама не всегда могу объяснить, почему мне нравится или не нравится тот или иной сценарий. Конечно, я человек подневольный — все актеры зависят от режиссеров, но, к счастью, некоторая свобода выбора у меня сейчас есть… Я сама себе голова! Мария Шалаева Родилась в Москве в 1981 году. Училась на актерском факультете ВГИКа в мастерской Иосифа Райхельгауза. Фильмография: 2000 — «Завтра день рождения»; 2001 — «Иммендо»; 2001 — «Умник, или Одиссея, год 1989»; 2002 — «Первокурсница»; 2002 — «Марш-бросок»; 2002 — «Монах»; 2003 — «Таксист»; (сериал); 2003 — «Рубеж атаки»; 2003 — «Бумер»; 2003 — «Честь имею (Фейерверк)»; 2004 — «Маша»; 2004 — «Чай, кофе, потанцуем»; 2005 — «Повелитель эфира»; 2005 — «Карусель»; 2005 — «Ночной продавец»; 2006 — «Вы не оставите меня»; 2007 — «Братья Карамазовы»; 2007 — «Частный заказ»; 2007 — «Русалка»; 2008 — «Нирвана».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент