Нонна БАРХАТОВА:«Для нас наступило золотое время»

Всегда ли может прокормить свое дело? Нужна ли только коммерческая жилка для того, чтобы иметь собственный бизнес? Почему «прогорают» наши молокопроизводители? Интервью на эту тему — с директором Центра малого и среднего бизнеса Нонной БАРХАТОВОЙ. — Нонна Михайловна, вопрос продовольственной безопасности особенно актуален. Свежий пример: в области снизились закупочные цены на молоко, крестьяне готовы пустить скот под нож, чтобы не терпеть убытки. Каким, по-вашему, должен быть выход из ситуации?

— Однозначно должна быть государственная поддержка молочной отрасли. С этой точки зрения оправданно заявление областных властей о намерении дотировать фермеров. Такая практика существует во всем мире. Сельское хозяйство даже в высокоразвитых странах дотируется из бюджета. А у нас пока ситуацией наживаются посредники. Первое — есть смысл продолжать районные ярмарки в городе, где производители могли бы реализовать продукцию самостоятельно. Второе. Знаете, как решили бы эту проблему в Америке? Те, кто несет потери, объединились бы в ассоциацию и инициировали диалог с властью и партнерами, чтобы прийти к взаимовыгодным соглашениям. — Как в целом вы оцениваете ситуацию с развитием малого и среднего бизнеса? Какие сферы деятельности закрываются лучше? — Мы движемся в унисон с мировыми тенденциями. Около 50 процентов занимают оптово-розничная торговля и общепит, затем примерно одинаковые позиции разделяют строительство и промышленность. Сейчас для бизнеса в стране созданы достаточно комфортные условия. Еще пять — семь лет назад власть выступала фактически оппонентом и в некоторых случаях даже врагом, воспринимая бизнес в качестве «дойной коровы». В условиях бесконечных проверок и требований «Дай, дай!» предприниматели существовали практически во фронтовых условиях. Коррупция появилась, когда сложилось два класса: людей с доходами и чиновников. И чиновники не замедлили воспользоваться этим. Потом стороны дошли до более или менее нейтральной полосы, а в настоящий момент для бизнеса наступает золотое время. Власть и бизнес — в процессе развития партнерских отношений, чиновники перешли от репрессивных мер к соглашениям. Безусловно, общий тон задает Москва. На законодательном уровне принят ряд актов о дальнейшем развитии малого и среднего бизнеса. В прошлом году был принят Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», в этом году разрешен преимущественный выкуп малыми и средними предприятиями помещений, которые они добросовестно арендовали не менее трех лет. Многие позитивные изменения происходят и на региональном уровне. Не могу сказать, что все проблемы решены, но то, что система подходов совершенствуется, можно утверждать точно. — Можно ли считать движения власти и бизнеса согласованными? Или власть пишет законы под себя? — Власть начала учитывать мнение бизнеса, особенно если он представлен объединениями, группами. Другое дело, что бизнес должен тоже проявлять активность и заявлять о своих проблемах. Лидерство — черта бизнесмена. Например, в США на тренингах и семинарах обучают тому, что именно человек руководит обстоятельствами, что личность оказывает огромное влияние на общество и историю. Мы пока в большинстве своем рассматриваем себя продуктами системы. — Учитывая, что в России десятилетиями выкорчевывался класс собственников, наши нарождающиеся купцы — кто они? — Несмотря на то, что наши русские люди многое пережили (войны, репрессии), мы быстрее адаптируемся к обстоятельствам, чем те же европейцы. Основной класс мелких и средних собственников (не имею в виду тех, кто разбогател в процессе приватизации) формировался из тех людей, кто, рискуя средствами и ресурсами, открыл собственное дело. Мы не должны забывать, что собственник — это не просто владелец чего-то. Этот человек — хозяин собственной жизни, законодатель независимого мнения, средний класс, «подушка безопасности» для благополучия страны. За свою самостоятельность, инициативу и ответственность за рабочие места бизнесменов ценят во всем мире. К сожалению, у нас общество, особенно это проявляется на селе, порой негативно относится к тем, кто пытается изменить жизнь. Из зависти и лени часто рассуждают так: «Пусть будет плохой и нищий, как мы». Мне кажется, что эту точку зрения нужно менять. Давайте вместе формировать положительный имидж бизнесмена. Писать о них статьи, книги, снимать мыльные оперы. Быть бизнесменом, особенно фермером, очень тяжело. Кстати, в Америке мне запомнился следующий эпизод. Когда самолет заходит на посадку, пилоты прощаются с пассажирами такими словами: «Удачного вам бизнеса!» — Нонна Михайловна, у нас уже страна переполнена юристами и экономистами. Всякий ли может стать бизнесменом? — Нет. По статистике всего 7 процентов населения способны нести риски и ответственность в бизнесе. Существуют даже специальные тесты, с помощью которых можно определить, есть ли у человека коммерческая жилка. Бизнес можно открывать, когда не получается реализовать свои идеи и навыки на работе, когда есть желание сделать мир лучше и интереснее. Лучше всего получается у тех, кто попал в точку своих интересов. Тогда любовь к делу выливается в бизнес как призвание. Важно, чтобы человек нащупал свою нишу, лучше всего эксклюзивную, на рынке, а не тянул просто лямку бизнесмена.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент