Что наболело у участкового врача?

Несмотря на многоступенчатое реформирование системы медицинского обслуживания, эта тема остается по-прежнему одной из самых злободневных. Пациенты недовольны качеством обслуживания, очередями у кабинетов врачей и усложнившейся системой выписки льготных рецептов. Мнение пациентов всем нам более или менее известно, а вот впечатления врачей зачастую остаются «за кадром».

Чтобы узнать точку зрения другой стороны, наш внештатный корреспондент Любовь СМОЛИНА откровенно побеседовала с опытным участковым терапевтом одной из районных поликлиник, пообещав не называть его имя. — Что изменилось в системе поликлинического обслуживания в последние годы? — Основные изменения связаны с разделением сфер ответственности между терапевтами и узкими специалистами. Если раньше пациент мог самостоятельно обратиться к любому узкому специалисту, то теперь прерогатива выбора перешла к участковому врачу: он направляет к тому или иному специалисту. — Чем мотивированы эти изменения? — Тем, что большинство пациентов не знают, к специалисту какого профиля им обращаться. Например, появились у человека боли за грудиной, он идет на прием к кардиологу, думая, что это сердечные боли. Позже выяснялось, что это не кардиологическая проблема, а сфера деятельности невропатолога, хирурга или даже гастроэнтеролога. В результате тратились средства, а пациент терял драгоценное время, за которое он мог пройти правильно назначенное обследование и начать адекватное лечение. — Как в связи с этим изменился объем работы самого терапевта? — Многократно увеличился, и вместе с этим колоссально возрос уровень ответственности за здоровье каждого пациента. Можно даже сказать, что часть ответственности была снята с узких специалистов и переложена на терапевтов. Кроме того, возросло количество бумажной работы. — Говорят, что есть случаи увольнения участковых врачей из-за проблем с выпиской и получением льготных лекарственных средств. Вы согласны, что это напрягает не только пациентов, но и докторов? — Основная сложность в том, что теперь выписка любого лекарства должна быть согласована с заведующим отделением. — Чем это обусловлено? — Препаратов мало — каждый практически находится на учете, финансирование с начала года — недостаточное. Поэтому нужно выяснить, подавали заявку на данное лекарство или нет. Дорогостоящие медикаменты приходится выписывать через клинико-экспертную комиссию, это осуществляется в определенные дни и часы, что является неудобным для пациентов, так как они должны ждать решения комиссии, приходить на прием повторно для получения рецепта. Установка «сверху» для врача следующая: «выписывать все лекарства, но самое необходимое». Порой «все» и «необходимое» — две взаимоисключающие категории, поскольку самое необходимое — это минимум, которого часто недостаточно пациентам. Но врач в этом смысле ограничен рамками: он не может выписать лекарственных средств более чем на установленную сумму. — Получается, что врач еще и должен заниматься «бухгалтерией»? — В каком-то смысле это так. И пациенты иногда тоже подсчитывают, на какую сумму врач им выписал лекарств. И если обнаружат, что какой-то резерв еще есть, зачастую прибегают к обману, вынуждая врача выписать какие-либо препараты дополнительно. Иными словами, «запасаются» впрок, что, на мой взгляд, в корне неправильно. — Как, по-вашему, можно было бы решить данную проблему? — Этот вопрос, скорее, социально-политический, нежели врачебный. И на уровне отдельно взятой поликлиники его не решить, так как здесь огромную роль играет социальный фактор. С моей точки зрения, было бы правильней обеспечить пенсионеров и инвалидов — основную категорию, нуждающуюся в выписке льготных лекарственных средств, — достойной пенсией, чтобы они могли приобретать препараты на собственные деньги. Тогда бы врач не тратил свое рабочее время на подсчеты и согласования. Но это идеальный вариант. В сегодняшней ситуации реальнее выделять 50 процентов на лекарства, а половину доплачивать в денежном эквиваленте. Доплачивая хотя бы 50 процентов за лекарства из собственных средств, пациенты уже бы чувствовали ответственность и не обманывали бы врачей, запасаясь впрок. И пациент должен сам нести ответственность за свое здоровье, а не перекладывать ее полностью на доктора и уж тем более — на государство. — Каким образом он может это делать? — В первую очередь вести здоровый образ жизни, выполняя рекомендации врача: по питанию, лечебной физкультуре, соблюдению режима труда и отдыха. — Вы в обязательном порядке даете эти рекомендации? — Естественно. Когда хватает сил и времени — подробно и обстоятельно. Вопрос в том, что 95 процентов пациентов их не только не соблюдают, но даже и слышать об этом не хотят. Говорят: «Мы сами все это знаем, а лучше выпишите лекарства!» Зачастую так реагируют даже те пациенты, которые не имеют показаний к назначению медикаментозного лечения. — Вы хотите сказать, что некоторым пациентам нужны лишь правильное питание, физкультура, да еще недостающие в организме витамины и минеральные вещества? — Да. Вот только проблема в том, что большинство пропускают такие назначения мимо ушей. Примерно 5 процентов пациентов придерживаются их частично. За десяток лет моей работы только два (!) пациента выполнили в полном объеме мои рекомендации, полностью изменили образ жизни и выздоровели. Если назначаешь занятия лечебной физкультурой, на них ходят немногие. Про питание и говорить нечего. Говорим: «Нельзя есть жирное мясо, колбасу, потому что у вас высокий холестерин». Все равно едят, как в той басне: «А Васька слушает, да ест»… Проследить, как питаются и живут пациенты, практически невозможно, но есть явные признаки, по которым врач все же догадывается, что его рекомендации не соблюдаются. — Это вызывает чувство неудовлетворенности? — Большой неудовлетворенности! Ведь основная функция врача — помочь пациенту так скорректировать свой образ жизни, чтобы препятствовать развитию заболевания, предотвратить его переход в тяжелую хроническую форму. Не говоря уже о том, что здоровый образ жизни — основной элемент профилактики болезней. Но, к сожалению, у большинства людей нет этого понимания, и в их сознании посещение врача ассоциируется прежде всего с лекарствами. Переубедить их чрезвычайно трудно. Кроме того, многие не осознают ответственности за свое здоровье, не хотят прилагать никаких усилий, считая, что это — «работа врача». — Может, это зависит от возрастных особенностей? Как известно, большинство пациентов — пенсионеры. Как часто обращаются за медицинской помощью люди среднего возраста и молодежь? — 70 — 80 процентов пациентов — пенсионеры. Молодые обращаются редко, например, приходят к врачу только при высокой температуре. Едва встав на ноги, просят быстрее закрыть больничный лист. От плановых обследований отказываются — из-за очередей в поликлинике. Очереди — третий больной вопрос, наряду с загруженностью терапевтов и выпиской препаратов. — Сколько человек в день в состоянии принять участковый врач? Существуют ли нормативы приема? — В соответствии с нормами терапевт должен принять около 16 человек за смену — за 4 часа. Но зачастую пациентов приходит гораздо больше. Реально мы принимаем в день примерно 23 человека, жертвуя личным временем, исключая положенные регламентированные перерывы. Это при условии, что врач не покидает рабочего места для выписки рецептов и согласований. А если приходят 2-3 тяжелых больных в день, время приема сдвигается, так как на них требуется гораздо больше времени — иногда по 30 — 40 минут на одного пациента. — Как вы поступаете в подобных случаях? — Приходится регулярно задерживаться после приема на 2—3 часа — иного выхода просто нет. Если время приема с 8.00 до 12.00, то ранее 14.00, как правило, на вызовы не ухожу. В среднем ежедневно около 5 вызовов. В период эпидемий и распространения вирусных инфекций число вызовов может достигать 20. Если прием вечерний, задерживаюсь до 21, иногда даже до 22 часов. Терапевт вынужден заниматься отчетностью, поэтому я и большинство моих коллег работают и дома — берут карточки пациентов с собой. К тому же доктор обязан повышать свой профессиональный уровень, читать специальную литературу. Вот только где взять на это время? — Можно ли избавиться от очередей? Будет меньше недовольства пациентов... — От врача это практически не зависит. Пациенты не знают схемы работы участкового, поэтому и выражают недовольство. Они видят только внешнюю сторону: врач все время бегает туда-сюда, а очередь не движется. Им невдомек, что доктора бегают по их же делам: выписать рецепт, согласовать, договориться, взять талон к узкому специалисту, записать на обследование. Долго принимаем — они недовольны, быстро принимаем — тоже недовольны, мало внимания. Повторю, что время приема зависит от тяжести заболевания пациента, а не от врача. Во многом — от функционирования самой системы в целом. — Сейчас много говорят об эмоциональном выгорании врача. Может ли он, «экономя» эмоции, стать менее внимательным к проблемам пациентов? — Может. Причем это не только в отношении пациентов. Нередко это распространяется на семью, на круг общения. — А в чем спасение? — Одни уходят из профессии — «спасаются». Другие стараются вопреки всему стать лучше — как люди и врачи. КРИТЕРИИ Сколько стоит доктор Органы управления здравоохранения Новосибирска и Новосибирской области определили критерии оценки эффективности работы участковых врачей. В частности, на качество работы поликлиник указывает число обращений пациентов в службу скорой помощи, рост или снижение числа запущенных онкологических заболеваний, увеличение или уменьшение количества инфарктов и инсультов. Составлены перечни обязанностей терапевтов, педиатров и средних медработников, работающих на участках. Имеет значение и удовлетворенность пациентов. Доктор, работа которого не соответствует критериям, может лишиться надбавки. ВАШИ ПРАВА Куда пожаловаться? У наших читателей возникает много вопросов по бесплатному медицинскому обслуживанию в поликлиниках и больницах, по льготным лекарствам. О своих правах можно проконсультироваться в областном фонде обязательного медицинского страхования по телефону — 218-47-21.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент