Когда все «не понарошку»

Два раза в месяц, по установившейся традиции, иду в отдел природы государственного краеведческого музея, на открытие выставок изобразительного и прикладного творчества. Они проходят в крайних от входа залах. Чтобы туда пройти, невольно в который раз мельком осматриваю чучела животных и птиц, редкие минералы. И каждый раз приходится немного задирать голову, чтобы «поприветствовать» украшение музея — уникальный скелет мамонта.

Недавно узнал об этом экспонате подробнее. Заместитель директора по научно-исследовательской и просветительской работе отдела Андрей Мугако, став на время экскурсоводом, напомнил, что сохранившийся полный скелет был найден в 1939 году в Коченевском районе. Школьники села Вахрушево случайно нашли в береговом обрыве реки Оёш бивень. Об этом сообщили в Новосибирский краеведческий музей. В ходе дальнейших раскопок был обнаружен целый скелет. Редкая находка перекочевала в музей, и уже много лет является своеобразной визитной карточкой его экспозиции. Полный скелет мамонта — находка очень редкая, а вот коренные зубы, бивни, огромные разрозненные кости этих ископаемых животных встречаются довольно часто, по всей территории нашей области. Они тоже представлены в музее. Рядом со скелетом мамонта можно увидеть части черепов других крупных млекопитающих ледникового периода: первобытного бизона, шерстистого носорога, большерогого оленя, пещерного льва. Все эти животные вымерли сравнительно недавно — 10—15 тысяч лет назад. Их современником был человек каменного века. В экспозиции — окаменелости морских животных, живших на территории Сибири сотни миллионов лет назад, когда обширные пространства нашего края представляли собой дно древнего моря. Это трилобиты, аммониты, брахиоподы, различные кораллы. — По моим наблюдениям, в последнее время в музеях наметилась тенденция некоторого отхода от подлинников. Мне кажется, что это происходит под влиянием западной массовой культуры, которая, потакая обывателю, склонна все упрощать, превращать в коммерческое шоу, вносить в музей элемент развлекательности, — говорит Андрей Леонтьевич. — В прошлом году я посетил целый ряд естественно-научных музеев Москвы и почувствовал это. Может быть, кого-то такая ситуация и устраивает, но когда я вижу, например, вместо настоящего скелета динозавра искусно сделанный муляж, чувствую себя обманутым, а присутствуя на электронном светомузыкальном шоу, посвященном охране природы, спрашиваю себя: «А музей ли это?» Думаю, что и большинство людей приходят в музей, чтобы увидеть «настоящее». Я — сторонник классического музея, где все «не понарошку»... — С вами можно согласиться... Знаю, что в отдел природы чаще приходят школьники... — И это неудивительно! Природоведческая экспозиция более привлекательна, чем историческая. Ведь птички, зверьки, бабочки детям понятнее, чем хитросплетения исторических эпох, которыми начинают интересоваться в более старшем возрасте. Научные сотрудники нашего отдела для детей в экскурсию включают занимательные истории и даже сказки. Для ребят постарше — поучительные рассказы, интересные случаи из практики натуралиста. Все, независимо от возраста, любят юмор, без которого экскурсия получается пресноватой... Андрей Леонтьевич подводит меня к витринам, за которыми — застывшие чучела животных: медведя, рыся, волка, лисы... Выпускник факультета защиты растений Новосибирского аграрного университета продолжает: — Иногда приходится слышать, что показ в музее натуральных животных устаревает, что чучела, коллекции насекомых якобы сомнительны с этической точки зрения, ведь это мертвые, убитые животные. Некоторые считают, что животных нужно показывать в виде фотографий и муляжей. Что на это можно ответить? Я всегда считал, что к природе нужно относиться разумно. Разумно — это значит бережно, но без слюнявой сентиментальности. Тем, кто охает по поводу «невинно убиенных» животных, экспонирующихся в музее, я предлагаю вспомнить, что они ели на обед, из чего сделана их обувь, шубы, шапки и так далее. Обычно поборники этики и гуманизма при этом смущаются и не знают, что ответить. Считаю, что музей (по крайней мере его основная экспозиция) должен оставаться своеобразным эталоном, островком классики в пестром разнообразии современного мира. Как учреждение, соединяющее в себе науку и культуру, он должен сохранять свой неповторимый облик, занимать определенную, только ему принадлежащую нишу в жизни общества...

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент