И чего это они все падают?

(Продолжение. Начало в № 23, 28) Никогда бы не подумал, что в Италии такое количество «падающих» зданий! В какую бы часть страны мы ни приезжали во время нашего путешествия, везде нам мерещились «косые» дома, церкви и колокольни. А потом выяснилось, что вовсе и не мерещились. Помимо всемирно известной Пизанской башни, чуть ли не в каждом итальянском городке можно обнаружить, как минимум, одну, а то и более отклонившихся от вертикали громадин.
Они могли стать близнецами Город Болонья за изысканную местную кухню иногда именуют Толстой Болоньей, а в далекое Средневековье его прозвали Болоньей Башенной. Этих сооружений в те времена в городе насчитывалось около двухсот. Мы с женой в величественном восхищении застыли перед двумя такими архитектурными монстрами. Средневековые «высотки», сложенные из желтого кирпича и накренившиеся друг к другу, нависают над нашими головами. А проплывающие в небе облака создают впечатление, что башни медленно на нас падают... Одну из них зовут Гаризенда. Она вдвое меньше своей сестры-соперницы, но имеет столь сильный уклон в сторону, что приходится лишь удивляться, как она еще до сих пор не рухнула. Ее соседке по имени Азинелли повезло существенно больше. Наклон ее едва заметен, а высота достигает почти стометровой отметки (если быть точнее — 97 м). В средние века башни строились по самым разным поводам: в качестве церковных колоколен, как наблюдательные посты, но иногда исключительно для демонстрации собственного могущества. Для уважающего себя феодала не было более наглядного способа заявить о своем материальном благосостоянии, чем возвести башню выше, чем у соседа. Азинелли и Гаризенды, два влиятельнейших болонских клана, соперничали между собой десятилетиями. Надо отдать им должное, они не стали выяснять, кто «круче», с помощью оружия или яда, — главы семей распорядились начать строительство башен. У кого башня будет выше, тот и победил. Фундаменты башен-соперниц были заложены на расстоянии всего нескольких метров. Семейства так спешили превзойти друг друга, что почти не уделяли должного внимания инженерным расчетам. В результате и та, и другая высотки стали — в прямом смысле слова — коситься друг на друга. Несчастную Гаризенду скособочило так, что во время строительства ее волей-неволей пришлось укорачивать. Затем еще и еще раз. Трудно сказать, какой высоты она должна была достичь по замыслу архитектора. Скорее всего, стала бы точной копией своей соседки. В итоге, однако, она едва доросла до «пояса» сестры-соперницы (48 м), а уклон ее при этом составил более трех метров. Любопытных на Гаризенду сейчас не пускают. Опасно. Но на соседку Азинелли (кстати, самую высокую «падающую башню» в мире) можно при желании подняться. В распоряжении туристов 498 ступеней (не лень же было кому-то пересчитывать) и умопомрачительная перспектива, открывающаяся сверху. Архитектор сбежал, не попрощавшись О-о-о! Ради одной только возможности созерцать пьяцца Дей Миракколи (площадь чудес) в Пизе стоило лететь сюда несколько тысяч километров. Знаменитая на весь мир «падающая башня» открывается нам сквозь каменную арку городской крепостной стены. Ослепительная белоснежная красавица на фоне безбрежного голубого неба и изумрудно зеленой травы. Да, если бы даже эта башня никуда не «падала», она воистину достойна той всемирной славы, что уже не первый век ее окружает. Тем не менее она «падает». Крен пизанской кампаниле (колокольни) составляет на сегодняшний день 4,5 метра. Совсем недавно он был существенно больше, но длившиеся почти десять лет кропотливые работы позволили его значительно уменьшить. Заваливаться колокольня начала еще во время строительства, едва достигнув высоты третьего яруса. Был ли тому виной банальный строительный просчет, сейчас сказать сложно. Однако первый архитектор звонницы, некий Боннано Пизано, вынужден был срочно остановить строительство и в спешке искать выход из сложившейся ситуации. Он его нашел. Тайно покинув город, зодчий уже никогда больше туда не возвращался. Любуясь на кампаниле со стороны, мы вдруг с удивлением заметили, что башня имеет не только ярко выраженный наклон, но еще и слегка искривленную форму. Что-то вроде покосившегося банана. Последующие поколения архитекторов пытались предотвратить падение, «заваливая» башню в противоположную сторону. То есть высота галерей со стороны наклона слегка увеличивалась, а с противоположной стороны, соответственно, уменьшалась. Достроить башню удалось лишь спустя 164 года после начала строительства. В итоге она оказалась ниже, чем задумывалась, на целых четыре этажа и осталась без крыши, но такой красавице — это я уже от себя добавляю — это явно не вредит. Муссолини ее не выпрямил В 1989 году одна из многочисленных «падающих башен» Италии все же рухнула, похоронив под своими обломками четырех человек. Трагедия произошла в городе Павия. Это печальное происшествие вызвало целую волну различных мер по укреплению шатких сооружений древней архитектуры. Городские власти Венеции, например, срочно распорядились провести исследование построенной в XVI веке колокольни Сан-Стефано и ужаснулись. За последние 60 лет она наклонилась более чем на 6 сантиметров. Это плюс к тому крену, который образовался за несколько веков до этого. Башню тут же временно «заковали» в цепи, сдерживающие ее падение. Слегка накренившиеся башни мы видели и в Риме, в городках Орвьето и Террачина... Однако всем им, конечно, далеко до пизанской знаменитости. Попытки спасти ее от падения велись на протяжении всей истории ее существования. Бенито Муссолини, например, пожелал увидеть это строение «совершенно вертикальным». По его приказу в фундамент башни залили 90 тонн жидкого цемента. Не помогло. Крен продолжал стремительно нарастать, и только лишь семь лет назад, в 2001 году, итальянским инженерам удалось его, наконец, остановить. Причем остановить, не выпрямляя башню до конца. В этом случае она потеряла бы свою привлекательность для многочисленных туристов. — Кто хочет подняться на пизанскую колокольню? — экскурсовод Валерия окинула нашу группу вопросительным взглядом. — Мы! — мы с женой, не сговариваясь, взметнули вверх руки. — 294 ступеньки вверх без лифта, — предупредила Валерия. — Неважно! — Придется отстоять длинную очередь... — Согласны! — Шестнадцать евро за вход... Несколько сникнув, мы переглянулись. Примерно 560 рублей с каждого, больше тысячи рублей за двоих... Удовольствие не из дешевых. Хотя... что значат эти деньги по сравнению с возможностью насладиться сознанием того, что обозреваешь окрестности с одного из величайших творений человечества. Творения, которое вполне могло до нас не дожить.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент