Что имеем, не храним, потерявши, платим!

С одной стороны, здоровье не купишь. Но с другой... Наверняка у каждого на памяти своя ситуация, когда приходилось разыскивать и нужного доктора, и отдавать, не сожалея, приличные деньги за лечение. Вот так и узнаётся истинная цена здоровью. Во всяком случае оно явно дороже любых денег. Хотим мы того или нет, но платная медицина уверенно стала приметой нашего времени. И я сомневаюсь, найдётся ли хоть одна категоричная голова, способная отнести эту примету только лишь к хорошим или только к плохим.

Интернетовские форумы охотно обсуждают случаи, когда в клиниках лечат от псевдоболезней. Или когда без выбора предлагают клиенту более затратный путь к выздоровлению. Совсем как в анекдоте про сына известного психоаналитика. Сын провёл свой первый самостоятельный приём и приходит к отцу, торжествуя. — Отец, ты помнишь Сидорова, с фобиями? — Помню, сынок! — Ты лечил его двадцать лет, а я вылечил его за один сеанс! У Сидорова нет больше фобий! — А у нас теперь больше нет возможности менять машины, путешествовать и достраивать коттедж! …Впрочем, пора от анекдотов перейти к делу. О том, как не побывать в шкуре Сидорова и что может ждать врачей, пустившихся в свободное плавание платной медицины, я поговорила с врачом высшей категории, нейрохирургом, директором медицинского центра «На Сибирской» Александром СЕРГЕЕВЫМ и врачом этого центра, кандидатом медицинских наук, травматологом Аркадием ЧЕРЕПАНОВЫМ. «А что у вас с валом?» — В словосочетании «коммерческий медицинский центр» оба прилагательных на равных согласуются с существительным. Но на практике одно из этих двух прилагательных явно оказывается главнее... Александр СЕРГЕЕВ: — Было разумно, когда во главе министерства здравоохранения стоял врач-практик. Сейчас и социальные, и медицинские проблемы курирует одно — общее — министерство. В результате «сверху» идут законы, не всегда понятные как раз врачам-практикам. Аркадий ЧЕРЕПАНОВ: — Допустим, непонятно, почему обязательна первичная специализация для врачей, проработавших много. Получается, что выпускник медицинской академии априори больший специалист, чем опытный врач. Доктор с тридцатилетним стажем зачастую вынужден сам платить за «первичку». Что, простите, последние тридцать лет он занимался преступной деятельностью? А профессионал всегда с характером и вряд ли будет долго мириться с нелогичным положением вещей. Или вот ещё не менее странная статистика. В медицинских госучреждениях на одного доктора приходится 4 — 5 руководителей и организаторов. Я не уверен, что в такой ситуации можно говорить об уважении к работающему человеку… Александр СЕРГЕЕВ: — Специалисты государственных поликлиник завалены бумажной работой. Акценты, смещённые с больного человека на документацию, приводят к тому, что доктор вынужден свою работу формализировать. А медицина — профессия творческая. Доктор, который хотел бы работать от души, достойно зарабатывать и дальше развиваться как специалист, начинает подумывать о медицинском центре. Открывает его и… попадает под влияние бюрократической машины с такими мощными составляющими, как СЭС, пожарные. Не секрет, что у врача, даже имеющего имя, нет больших средств, чтобы открыть свой центр самостоятельно. Зато рядом с ним может оказаться спонсор, далёкий от медицины. В словосочетании «медицинский коммерческий центр» для доктора важнее прилагательное «медицинский», для спонсора — «коммерческий». Аркадий ЧЕРЕПАНОВ: — Цель такой категории спонсоров — быстрее окупить дорогостоящее оборудование. А для этого, считает он, можно и расширить (зачастую неоправданно) показания к применению приборов. Когда свои правила диктует непрофессионал, общий уровень оказания помощи снижается. Александр СЕРГЕЕВ: — И поскольку задачи доктора и спонсора могут не совпадать, услышав вопрос: «А что у вас с валом?» — врач просто теряется. Оказывается, речь идёт о пациентах… Аркадий ЧЕРЕПАНОВ: — Если государство действительно заинтересовано в оздоровлении нации, оно просто должно пойти на уступки в создании профессиональных медицинских центров. Чтобы не нужно было обращаться к спонсорам. Логично было бы ждать от государства не финансовой поддержки, а законодательной. Вот тогда, наверное, было бы больше центров, для которых в словосочетании «медицинский коммерческий» первое из слов стало важнее. Александр СЕРГЕЕВ: — Не хватает прозрачных и грамотных законов, по которым, например, в обмен на налоговые послабления центры бы лечили пожилых (понятно, что эта категория людей опущена ниже некуда), проводили бы обследования в школах и детских садах. «Сарафанное радио» работает круглосуточно — Превращаться «в вал», к тому же за собственные деньги, вряд ли кому хочется. На что стоит ориентироваться, выбирая свой центр? И что делать, если появились сомнения, кто всё-таки перед тобой: врач или коммерсант в халате врача? Александр СЕРГЕЕВ: — Разумный профессионал обычно берёт разумную плату за свой труд, за возможность развиваться и оплачивать аппаратуру, аренду. У таких стабильно работающих центров нет особой финансовой возможности себя широко рекламировать. И, если честно, они в массированной рекламе не нуждаются: работает «сарафанное радио». Так что один из самых проверенных ориентиров в выборе — это как раз рекомендации тех людей из вашего окружения, которым специалисты конкретного центра действительно помогли. А ещё можно, не выходя из дома, получить интересующую вас информацию через сервисные службы и интернет-сайты. Аркадий ЧЕРЕПАНОВ: — Кроме активной рекламы, стоит насторожиться, если вся деятельность центра строится на каком-нибудь одном приобретённом аппарате. Есть риск, что фирма просто отрабатывает вложенные в прибор деньги. И не спешите обольщаться, когда в коммерческом медицинском учреждении работают специалисты чуть ли не всех направлений. Это как раз тот случай, когда у семи нянек дитя может оказаться без глазу. — Но узкий специалист может и не заметить патологию, если она не имеет отношения к его специальности. Не может человек знать решительно всё! Аркадий ЧЕРЕПАНОВ: — Чем больше специализированных центров, тем лучше. Во всяком случае, в специализированном центре меньше шансов, что человек затеряется где-то между кабинетами докторов. Если же есть предположения, что диагноз не по профилю центра, доктор не отпустит пациента «с миром», а перенаправит к тем коллегам, которые смогут ему помочь. Во всяком случае такая схема логична, если в центрах работают врачи, а не коммерсанты в халатах врачей. — А если человек подозревает, что ему поставили ошибочный диагноз и просто «выкачивают» из него деньги, буквально навязывая услуги, стоит ли ему перепроверить тактику лечения у других специалистов? Аркадий ЧЕРЕПАНОВ: — Перепроверки могут привести к тому, что изначально правильное лечение будет изменено. Александр СЕРГЕЕВ: — С точки зрения закона о защите прав потребителя навязывание услуги неправомерно. А если не устроил врач, для начала стоит обратиться к администратору фирмы. Возможно, такое обращение ничего не изменит, если речь идёт о центре-однодневке, настроенном на сиюминутную прибыль. Но если тут работают именно профессионалы, заинтересованные в результате и в пациентах не только «на сейчас», но и на перспективу, скорее всего, ваша спорная ситуация разрешится в стенах центра, вам не придётся никуда идти. Доктор как творческая единица — Любой из нас — крупный специалист по собственным ошибкам. И всё же от чего вы могли бы предостеречь коллег, которые хотели бы открыть свой центр? Александр СЕРГЕЕВ: — Идущий в стране процесс смены ценностей привёл к тому, что многие молодые врачи просто не консультируют бесплатно. Но это на Западе считается нормой, когда доктор без оплаты не скажет ни слова. У нас же другая культура, другая идеология. И хорошими докторами в России обычно становились люди сострадательные и творческие. В справочниках, которые выпускаются за границей для переаттестации врачей, есть любопытная сноска о том, что ответы русских специалистов могут не совпадать с теми ответами, которые даны в справочнике. Это объясняется тем, что у нас богатая школа клинического мышления. Именно наши специалисты больше чем другие, склонны не замыкаться в рамках шаблонов. Во всяком случае пока... И будет печально, если творческое начало из нашей медицины уйдёт. И когда центры создаются людьми, для которых ключевое слово — «медицинский», а не «коммерческий», это хорошо. Больше шансов, что творческое начало (без которого сложно представить любое развитие) в медицине останется. А если о конкретных рекомендациях коллегам... Обычно мысли о своём деле появляются у тех, к кому пациенты идут. И если доктор чувствует, что он мог бы работать ещё эффективнее, если бы не причины, о которых говорили вначале, стоит идти на риск и открывать центр. Да, подготовка будет отнимать много времени и сил. И всё же прежнюю свою работу (во всяком случае на этом этапе) оставлять не стоит. Просто уйти — это потеряться. Даже знаменитых актёров забывают, когда они не снимаются. И если доктор будет занят только организационными делами и раскруткой центра, он, скорее всего, из поля зрения пациентов выпадет. Обычно на стадии организации центра к специалисту с именем поступают предложения о спонсорской помощи. К таким предложениям стоит относиться очень осторожно. Особенно если гипотетический спонсор далёк от медицины. Юридическая и экономическая безграмотность, которой страдают многие наши граждане (и врачи в частности), может привести к тому, что на специалисте будет тривиально зарабатывать спонсор. И все благие намерения заниматься любимой профессией, развиваться в ней и получать за это достойные деньги рискуют так и остаться несбывшейся мечтой. Поскольку хороший врач далеко не всегда хороший организатор, грамотный менеджер (желательно с медицинским образованием) просто необходим. Как минимум, образование ему пригодится, например, когда выбирается профессиональное оборудование для центра. И ещё. Если ты вызвался врачевать, будь добр делать это качественно. Даже в ущерб себе как предпринимателю. Потери, особенно вначале, не исключены. Первый год — вообще самый трудный. Но если ты работаешь профессионально, работаешь для пациентов и для себя — эффект от такой отдачи обязательно будет.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент