Возвращение Мастера

В Новосибирском художественном музее открылась выставка выдающегося русского художника Михаила Шемякина «Возвращение в Сибирь. 40 лет спустя». Выставка разместилась на двух этажах музея и познакомит новосибирцев с различными сторонами творчества Шемякина: театральными эскизами к балету «Щелкунчик», живописью, деревянной скульптурой и графикой, в том числе с совершенно новой, нигде и никогда еще не демонстрировавшейся «дзенской» графикой.

Михаил Шемякин планирует сейчас развернуть активную выставочную деятельность в России и не случайно начинает ее в Новосибирске: именно в нашем городе сорок лет назад прошла его первая персональная выставка. С этим далеким временем для него связаны и трагические страницы жестокого преследования художников-нонконформистов и светлые страницы дружбы с Михаилом Яновичем Макаренко, человеком, который, не страшась репрессий, проводил в нашем городе выставки и молодых «неофициальных» художников, и таких великих мастеров, как Павел Филонов. Французский искусствовед Ален Боске писал: «Шемякин относится к типу художников (подобных выпадает на поколение не больше двух-трех), которые прямо уходят в легенду...» Действительно, в биографии этого русского художника: годы жизни и учения в Ленинграде, послушничество в Псково-Печерском монастыре, эмиграция во Францию, восемнадцать лет жизни в Америке, колоссальный успех выставок в Париже и Нью-Йорке… Посетителя выставок Михаила Шемякина всегда ждет много неожиданностей. Привыкнув к определенному стилю и темам этого мастера, он сталкивается вдруг с новым типом формообразования, равно как и с непредвиденным кругом сюжетов. Интерес к форме «кокона» (серия «Коконы»), пробудился у Шемякина еще в юности. Бродя по залам Эрмитажа, он часто останавливался у витрин с античными сосудами. Художнику казалось — по его собственным воспоминаниям, — что в этих «белых пузырьках копошится какая-то загадочная жизнь». Кроме того, в античности придавали большое значение осознанию таинственной связи между коконом и смертью. Древние греки часто изображали на надгробных стелах коконообразные сосуды. И тема смерти в этой серии Шемякина, с ранних лет размышлявшего над тайной потустороннего бытия, находит свое воплощение посредством серых, нередко переходящих в мрачно-черные, колористических гармоний. С ними контрастируют картины, на которых коконы как бы пронизаны раскаленными оттенками красного цвета, передающего состояние высочайшего напряжения душевной жизни. Второй тематический раздел выставки знакомит с совершенно иным методом работы, который Шемякин связывает с приемами дзенских медитаций, хотя ими не исчерпывается эстетический смысл этой серии, поскольку образцы для своих рисунков художник находит не только у старинных китайских и японских мастеров, но и в графике Рембрандта и Гойи. Выставка произведений Михаила Шемякина работает в залах Новосибирского государственного художественного музея по адресу: улица Свердлова, 10. И, безусловно, это настоящий новогодний подарок новосибирцам.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент