Регионам виднее, куда направить инвестиции

Вчера губернатор области Виктор Толоконский рассказал журналистам о последнем заседании Государственного совета, который состоялся в конце прошлой недели в Уфе. Как известно, главным в повестке был вопрос о работе регионов по привлечению инвестиций. С основным докладом выступил новосибирский губернатор Виктор Толоконский. О том, как прошел Госсовет и его результатах, Виктор Александрович рассказал в ходе брифинга.

Некоторые итоги Госсовета будут сформулированы позднее, пояснил губернатор, поскольку по результатам заседания Президент России, как правило, подписывает перечень поручений. Уверен, что очень важные поручения будут даны правительству, отдельным федеральным ведомствам по совершенствованию законодательства, инвестиционной деятельности и по изменению инвестиционной политики государства. Если же опереться на тот проект, который представляла рабочая группа главе государства, то мы обратили в нем внимание главным образом на три направления. Первое: нуждается в дополнениях, изменениях целый ряд законов, регулирующих инвестиционную деятельность. Это нормативные акты, регулирующие порядок использования средств инвестиционного фонда, созданного в России, ряд других законодательных актов, для того, чтобы согласовать их, например, с бюджетным законодательством, с бюджетным кодексом. Эти внутренние противоречия надо быстро устранить — для этого правительство должно внести в Госдуму соответствующие законопроекты. Второе направление касается изменения практики инвестиционной политики. Вы знаете, что средства федерального бюджета, очень большие, направляются на инвестиционные цели в основном в форме федеральных целевых программ. Но сейчас сложилась такая практика, что все федеральные целевые программы жестко администрируются какими-нибудь федеральными ведомствами, и регионы от этого процесса устранены. Мы можем сколько угодно писать туда заявок, писем, а потом появляется программа, в которую включается огромное количество объектов, средства распыляются, потому что не только регионы своими заявками лоббируют свои объекты, но и депутаты Государственной думы, какие-то бизнес-структуры. Средства распыляются на большое количество объектов, от этого затягиваются сроки строительства, отсутствуют какие-то серьезные стимулы для региона. Мы предлагаем другой порядок: давайте выделим особо важные общегосударственные общероссийские объекты, и пусть ими администрируют федеральные ведомства, а большую часть этих федеральных средств передадим регионам, утвердив определенные правила софинансирования по определенному коэффициенту. При этом такие коэффициенты уже давно Минэкономики, Минфином разработаны в зависимости от социально-экономического положения каждого региона. От одного региона потребуется половина софинансирования, от другого — может быть 80 процентов, третьему — наоборот дадут 80 процентов из федерального бюджета. Тогда у регионов появляются другие стимулы, следовательно, мы действительно концентрируем средства бюджета на самых главных инвестиционных проектах и программах. Третье направление. Необходимо повысить роль регионов в использовании тех финансовых инструментов, которые сегодня в России созданы. Есть инвестиционный фонд, есть венчурная компания, есть крупный банк развития «Внеш- экономбанк», который с огромным уставным фондом работает на развитие. Но сегодня практически эти все инструменты развития становятся инструментами очень ограниченного применения. Очень трудно принять какие-то решения, потому что очень высокая нижняя планка суммы объекта: чтобы из инвестиционного фонда что-то получить, нужно представить проект не меньше чем на 5 млрд рублей. А что делать с проектом у которого 3 млрд рублей, 4 млрд? Это тоже огромные проекты. Если частный инвестор что-то инвестирует вместе с бюджетом, то совместить этот механизм просто невозможно. Потому что потом возникает вопрос о разделе собственности: как это будет решаться? Этот порядок, я считаю, тоже должен быть обновлен. И в ходе обсуждения основного доклада, с которым я выступал, и в выступлении членов Госсовета было общее понимание, какие нужно проблемы решать в первую очередь. И, с другой стороны, была практически полная поддержка наших предложений со стороны президента, депутатов Госдумы, правительственных структур. Поддержал нас и новый министр России регионального развития Д. Н. Козак и вице-премьер правительства А. Л. Кудрин, первый вице-премьер С. Б. Иванов Обычно главе государства сложнее принять сразу какие-то решения. В этот раз было единодушие, поэтому, я думаю, в короткий срок будет оформлено решение Президента России по этим вопросам.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент