Специальности нового века

Специализация этого вуза — чистый XXI век. Так уж пролегли пути научно-технической революции, что Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) оказался на гребне всех новаций третьего тысячелетия. Но быть на высоте — это не столько почет, сколько ответственность. Перед студентами, абитуриентами, их родителями, преподавателями… Перед страной, которой грамотные, мыслящие категориями нового века специалисты нужны как воздух.

Обо всём этом мы беседуем сегодня с ректором СибГУТИ Сергеем СИТНИКОВЫМ. — Сергей Георгиевич, отдают ли себе отчет нынешние абитуриенты в том, что обучение в вашем вузе выводит их в авангард современной промышленности, науки и экономики? — Конечно же, абитуриенты и их родители всё это прекрасно понимают. Потому и рвутся в наш университет. — А как же демографическая яма и снижение общего количества выпускников школ? Как это отразилось на конкурсе и проходном балле в этом году? — Парадоксальная ситуация складывается. Вроде бы всё, как вы сказали: и демографическая яма, и абитуриентов с каждым годом становится меньше. К тому же в связи с инфляцией мы несколько увеличили оплату за обучение. А конкурс у нас в этом году оказался выше, чем в 2006-м. И студентов приняли больше — причем именно за счет тех, кто будет учиться не на бюджетной (их количество постоянно), а на договорной основе. При этом и качество абитуриентов значительно повысилось. Проходной балл резко поднялся. — Неужели вы ужесточили отбор? — Совершенно верно, потому что есть из кого выбирать. Кроме того, в нашем университете — единственном в Новосибирске! — осталась военная кафедра. Вы помните, как сказал заместитель министра обороны по кадрам? «Мы оставляем военные кафедры только в тех вузах, которые достойны этого». Помимо военной кафедры, мы в этом году открыли военно-учебный центр. Причем с такой инициативой вышло Министерство обороны. — Получается, не вы инициировали открытие этого центра, а именно военные? — Да, исходя из тех же соображений, что при сохранении у нас военной кафедры. Было ведь очень много проверок. Прежде чем закрывать военные кафедры, проверки и комиссии Министерства обороны прошли по всем регионам, по всем вузам. И к нам раза три этот «генералитет» приезжал, и были потом соответствующие обсуждения. В сравнении с другими вузами мы практически по всем направлениям, по всем критериям были впереди. Поэтому нам не только оставили военную кафедру, а еще и предложили открыть военно-учебный центр. — Чем военно-учебный центр принципиально отличается от военной кафедры? — Во-первых, там учатся только на бюджетной основе. Финансирует обучение Министерство обороны. Мы в этом году приняли десять человек. Пока — в виде эксперимента. Конкурс, между прочим, был — три человека на место. То есть желающих достаточно много. — И какие перспективы у этих студентов? — По окончании военно-учебного центра нашего университета выпускники получают, во-первых, диплом университета, во-вторых, воинское звание и идут служить по контракту. То есть они заранее приняли решение, что по окончании вуза будут служить в рядах Российской армии. Те же, кто заканчивает военную кафедру, становятся офицерами запаса. Тоже получая, естественно, диплом нашего университета. Но они сразу служить не идут и могут призываться, только если возникнет какая-то чрезвычайная ситуация, и только в качестве офицеров, а не рядовых. — Появились ли у вас в этом году еще какие-то новые специальности? — Мы впервые приняли студентов на новую, открытую в этом году, специальность по информационной безопасности. Набрали две группы. Такая специальность в Новосибирске есть еще только в НГТУ, а специалисты такие очень нужны, так что набор надо расширять. У нас была и есть близкая к этому специальность «защищенные системы связи», но это все-таки больше относится к вопросам техническим, чем информационным. Сделали набор на новую специальность «финансы и кредит». Провели маркетинговые исследования и поняли, что она пользуется большим спросом, чем ранее существовавшая «бухгалтерский учет и аудит». Это и набор подтвердил: на «финансы и кредит» заявлений было очень много, а на «бухгалтерский учет и аудит» — буквально единицы. Есть и другие новые специальности: «прикладная информатика в экономике» и «математические методы в экономике». Кроме того, полностью готовы документы еще на три. Первая — «бизнес-информатика», по сути, прямо готовит специалистов для нашей городской технопарковой площадки; вторая — по компьютерному дизайну; третья — по нанотехнологиям. Набор на эти специальности будем проводить с 2008 года. — Основная площадка новосибирского технопарка — это Академгородок. Городская площадка будет создаваться на базе вашего университета. На кого она ориентирована? — В первую очередь, естественно, на специалистов, которые работают в области информатики, вычислительной техники, телекоммуникаций и нанотехнологий. Под это мы и открываем соответствующие специальности. У нас будут работать студенческий межвузовский бизнес-инкубатор, межвузовский центр элитной подготовки специалистов. Ведь, помимо студентов, которые обучаются по стандартным программам, на каждом факультете, в каждом потоке, в каждой группе есть свои «звездочки». Им недостаточно того, что преподают в аудитории для всех, они хотят получить больше. Эти студенты (естественно, по рекомендации преподавателей) и будут направляться в учебный центр элитной подготовки. Там для них — более углубленно и широко — профессора нашего университета и других вузов будут читать соответствующие лекции различной тематики. А в бизнес-инкубаторе эти студенты объединятся в небольшие группы по три-пять человек. И будут работать — опять-таки под руководством соответствующего профессора — разрабатывать ту или иную идею. Причем разрабатывать ее до готовности, до внедрения. — То есть они должны продать какой-то продукт или услугу, в которых было бы заинтересовано какое-то предприятие? — Да, причем интерес этот должен касаться нашей профессиональной области: телекоммуникационной, информационной, программного обеспечения. Заинтересованные предприятия тоже надо привлекать к этой группе, чтобы они разработку идеи хотя бы частично финансировали. Например, через гранты. Ну а обеспечение разработчиков помещениями, оборудованием, теплом, светом и так далее — все предоставляет бизнес-инкубатор, бесплатно. С учетом того, что, выйдя из стен этого инкубатора, из стен университета, они — в идеале — становятся малым предприятием и начинают работать и на себя, и на технопарк, на университет. — По вашему внутреннему университетскому телевидению проходило объявление, где студентов приглашают к участию в конкурсе на создание электронных учебных материалов… — Да, мы своих студентов всегда пытаемся растормошить, побудить к творчеству. У нас мощный студенческий клуб, который в последние годы практически на любых конкурсах, от районных до всероссийских, занимает призовые места. — Недаром же говорят, что всё идет от интеллекта… — Недавно на базе НГТУ проходил конкурс на лучший студенческий клуб. Там студенты нашего университета в различных номинациях получили 22 (!) диплома первой, второй и третьей степени. — Сергей Георгиевич, вы же сами здесь учились и давно преподаете. Чем, по вашему мнению, отличается нынешний студент? Есть какие-то особые приметы у студента ХХI века? — Примета очень простая. Когда я учился, в нашем университете персональных компьютеров, к сожалению, еще не было. Считанные единицы студентов могли попасть в вычислительный центр, подойти к вычислительной машине. И какие они тогда были… А так, чтобы студенту работать за компьютером индивидуально, как у нас сейчас, и быть не могло. Это, безусловно, накладывает свой отпечаток. И положительный, и отрицательный. Минус в том, что с помощью компьютера фактически любую информацию в каком угодно виде можно получить из сети интернет. Не надо ни в библиотеку идти, ни головой работать. Хотя есть у нас библиотека электронная, и, если надо, можно получить всю информацию не только из ГПНТБ, но и из «Ленинки». Для этого специально проложена стекловолоконная оптическая линия между университетом и ГПНТБ, а библиотека уже связывает дальше… У студентов есть компьютеры и в общежитиях, мы и туда полностью интернет провели. Они и в чатах там между собой переговариваются, на нашем студенческом форуме свои вопросы выдвигают… Но в каком виде! В каком контексте! Я имею в виду их грамотность. Вернее, безграмотность. — Рискну возразить. Обратила внимание еще на крыльце, а затем и в фойе университета — ваши студенты отличаются весьма правильной речью. И… практически не грешат непечатной лексикой. — Дело в том, что это во многом зависит от позиции преподавателей. Она у нас такая — «не проходи мимо». Мы весь свой преподавательский состав ориентируем на то, чтобы, если в чем-то непорядок, обязательно подойти и сделать студенту замечание. Не так, чтобы отчитал профессор или доцент лекцию, вышел из аудитории, а дальше — как будто ничего не видит и ничего не слышит. Мы и с курением на университетском крыльце боролись очень серьезно. Помню, пару студентов даже отчислили — приказом ректора, за неисполнение внутреннего распорядка университета. — И вы, в отличие от многих школьных учителей, не считаете, что воспитание — это не ваше дело? — Наоборот! Я и как ректор, и как преподаватель считаю, что главная задача нашего университета — это правильно воспитать будущего специалиста. Получить профессиональные знания — это тоже очень важная, но все-таки второстепенная задача. Главная — воспитать. А воспитание связано и с поведением человека, и с его умением найти те необходимые знания, которые нужны для решения тех или иных задач. То есть мы должны научить студента пользоваться информацией. И, конечно, правильно себя вести. Я сам всегда студентам говорю, что на предприятиях их будут встречать так, как они себя покажут. А если зайдет туда некто обросший, лохматый, небритый, помятый — на него соответствующим образом и посмотрят. Скажут: да иди ты, молодой человек… — Ваше мнение о новациях в нашей высшей школе? — К сожалению, в российской действительности всё, как всегда — сразу надо всё сломать и сделать новое. Но зачем ломать то, что приносит пользу, дает эффект? Система должна быть гибкой. Такой, которая существует сегодня во многих вузах. В частности, в нашем университете. Учишься четыре года — и если желаешь получить диплом бакалавра, то защищаешь этот диплом, получаешь его и можешь идти работать — высшее образование у тебя уже есть. Хочешь учиться дальше, значит, доучивайся еще год и получай диплом специалиста. Еще один год учебы — и ты можешь получить диплом магистра. Можно и сразу, став бакалавром, проучиться два года в магистратуре, не защищая промежуточный диплом специалиста. Мы принимаем в университет по результатам ЕГЭ. Опять же и здесь наше Министерство образования строит препоны и абитуриентам, и вузам. Мол, если по этой специальности принимаете ЕГЭ, то больше никак на эту специальность принять нельзя. Ни по-обычному сдав экзамены, ни по результатам централизованного тестирования. Разве можно так ограничивать абитуриента? Как раз здесь и должна проявляться демократия. Сдал выпускник средней школы ЦТ, ЕГЭ или обычные экзамены в университет — с этими данными он должен иметь право выбрать лучшие результаты и идти на любую специальность. К сожалению, Минобразования так не считает. — А сам Единый государственный экзамен? Вы за или против? — Что касается ЕГЭ, то есть много мнений. Одни за, другие против. Говорят, что ЕГЭ чреват коррупцией… Но разве при сдаче обычных экзаменов в вузах не было коррупции? Да слава Богу, что сейчас абитуриенты приходят к нам с результатами ЕГЭ — мы их «выстраиваем» по рейтингу, отсчитываем положенное количество лучших и принимаем. И проблем никаких, и затраты на работу приемной комиссии резко сокращаются. Поэтому я сторонник ЕГЭ. А разговоры о потере индивидуальности… На самом деле у тех, кто хорошо сдает ЕГЭ, и результаты обычных экзаменов замечательные. Мы уже проводили такие исследования совместно с мэрией. Так что учитесь, учитесь и учитесь, дорогие абитуриенты. Учитесь и поступайте!

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент