Герой вернется на родину

Как уже сообщала «Советская Сибирь», в минувшее воскресенье из Ленинградской области возвратилась экспедиция «Поиск — МГИВ» Сибирского кадетского корпуса. За десять дней было поднято 160 останков советских бойцов, которые были похоронены в братских могилах населенных пунктов Малукса, Липовик, Ивановский пятачок и Жарок.

Также найден самолет с останками нашего земляка, военного стрелка Кузьмы Алексеевича Чупрова. Наш корреспондент встретился с одним из участников экспедиции, директором центра дополнительного образования «Мужество, героизм и воля» Сибирского кадетского корпуса Андреем НЕКРАСОВЫМ. — Андрей Михайлович, в который раз вы ездили в Ленинградскую область? — В тридцать третий... А началось это семнадцать лет назад. Поисковые экспедиции — одна из форм патриотического воспитания молодежи. Когда ребята едут на места боев дивизий, в частности нашей 85-й сибирской, и принимают участие в работах по поиску, подъему и захоронению останков воинов, без вести пропавших во время Великой Отечественной войны. Мы традиционно работаем на стыке Ленинградской области и Новгородчины — в районе города Кириши. В годы войны Киришский район оказался в центре ожесточенных боев. Несмотря на то, что в декабре 1941 года значительная часть его уже была освобождена, небольшой участок земли оставался у немцев и был назван ими Киришский плацдарм. Задерживая здесь лучшие немецкие дивизии, наши войска не давали им окружить Ленинград вторым кольцом блокады. 4 октября 1943 года советские войска ликвидировали плацдарм и освободили Кириши от немцев... — Слышал, что попасть в экспедицию удается не каждому, хотя поездка — не сахар, приходится переносить физические и эмоциональные нагрузки. Что движет молодыми? — Наверное, еще сохранившееся детско-юношеское чувство патриотизма, желание отдать свой внучатый долг погибшим прадедам. И, конечно же, романтика, стремление познать мир и себя в нем. На выбор, конечно же, влияют педагоги дополнительного образования школ. Мы охотно берем на вахту Памяти курсантов военно-патриотических клубов, наших повзрослевших воспитанников, ставших взрослыми и самостоятельными людьми, курсантов военных училищ, студентов Сибирской академии государственной службы. Вместе с подростками в Ленинградскую область выезжают командиры групп, саперы, врачи, повара, эксперты, которые работают с найденными останками и документами, медальонами. Если видим, что парень или девушка сознательны, дисциплинированны, работящи, хорошие товарищи, мы их снова приглашаем в поездку. Так и складываются династии — родители, дети, братья, сестры. — Можно предположить, что подготовка к любой экспедиции — занятие обременительное.... — Да, это так! Прежде всего это добывание денег, закупка продовольствия, снаряжение, билеты, страховка, работа с личным составом — лекции по мерам безопасности и правилам ведения работ. Чего стоит странное железнодорожное правило, что билеты на коллектив нужно выкупать загодя и посписочно. Но за сорок пять дней мы еще не можем знать, кто поедет: одни могут заболеть, у кого-то возникнуть непредвиденные обстоятельства... — Интересно узнать о специфике труда поисковиков... — Не открою секрета, если скажу, что любая экспедиция — многоэтапное мероприятие. Весь год идет работа с архивами, обмен информацией с участниками поисковых отрядов других областей России. За неделю до нашего приезда начинает работать разведка. Это немного напоминает организацию авиационных ударов: фоторазведка, агентурная разведка, радиоперехват. Все данные состыковываются, и получается картина объекта для «удара». Мы уже знаем, где блиндаж, где воронка, то есть ищем «не вслепую». Наши «помощники» — металлоискатель, помпа, щупы, лопаты. Все делается по правилам военных археологических работ. Потом все документируется, протоколируется, подписывается у местной администрации и передается в Центральный архив Министерства обороны в городе Подольске. Известно, что в Ленинградской области много болот. Когда приходим на нужное место, оказывается, что воронка на две трети залита водой. Откачиваем ее, потом начинаем снимать верхний слой грязи: помпой или вручную. Причем вся «грязь», весь грунт до размера с горошину перебирается пальцами. Как правило, три человека копают, а двенадцать перебирают, потому что нельзя пропустить ни малейшей косточки. — А как нашли самолет? — ИЛ-2 находился в болоте, в нескольких километрах от станции Малукса. Нашли его не мы, а поисковики из спецотряда «Ягуар» Тосненского района Ленинградской области. Во время разведки они увидели несколько обломков металла на поверхности болота. Это один из признаков того, что где-то внутри есть уже сам самолет, вернее, его обломки. И мы три дня раскапывали это болото на глубину до трех метров, дошли до мотора. Нашли и подняли останки воздушного стрелка, как позже выяснилось, это был Кузьма Чупров, уроженец села Верх-Тула Новосибирской области. В минувший понедельник мы были на родине земляка. Администрация Верх-Тулинского сельсовета по просьбе сестры и дочери погибшего дала «добро» на захоронение останков Кузьмы Чупрова на гражданском кладбище села Верх-Тула.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент