Помогать людям — такое счастье...

Уютный кабинет со светлым окном, выходящим во двор старого здания управления дороги. Два рабочих стола, шкаф и повсюду документы, папки, важные бумаги. За столом справа — молодая симпатичная женщина, бухгалтер благотворительного фонда ЗСЖД Тамара Димитрошкина, а слева очаровательная дама без возраста — высокая, статная, элегантная Маргарита Владимировна Рахимова.

Глядя в ее одухотворенное лицо, любуясь искрящимся взглядом выразительных серых глаз, невольно ловишь себя на мысли: «Красавица!!!» А она, как человек с хорошим чувством юмора, без тени смущения в шутку называет себя... динозавром. Настолько молодыми кажутся ей сорокалетние и даже пятидесятилетние коллеги, которых она каждый день встречает в управлении дороги. Пища для ума Я просматриваю фотографии из личного альбома Маргариты Владимировны, их совсем немного — не любит позировать перед камерой, и на каждой практически безошибочно прочитываю главные черты характера моей героини: целеустремленность, твердость, склонность к анализу. Она даже сейчас, будучи пенсионеркой с двадцатилетним стажем (правда, пенсионерка только на бумаге, поскольку ни дня не находилась на заслуженном отдыхе), отдыхать предпочитает не собирая цветы или слушая классическую музыку, как другие, а... разгадывая сканворды. Порой так увлечется, что даже остановку свою проедет! Постоянная работа мысли, всегда свежая пища для ума — вот то, без чего она жить не может. Хоть и ни за что не признается в этом, если спросить напрямую. Она вообще не то что хвалить себя, а даже беседовать на тему собственной персоны никак не хотела. Уговаривать пришлось долго. Но зато, когда наша долгожданная встреча все же состоялась, я как журналист получила истинное удовольствие от общения с тонкой, эрудированной и очень яркой личностью. Выросшая в небольшом селе Тамбовской области, девчушка пропиталась романтикой железных дорог в Богоявленске, где она оканчивала старшие классы средней школы, находившейся рядом с «железкой». Ее привлекала даже не столько могучая техника или мечта о дальних странствиях, сколько совершенно особый мир железной дороги, включавший красивую форменную одежду, строгий порядок во всем, ответственность за важное, доверенное тебе дело. Правда, когда Рита закончит институт, к ее большому разочарованию, именно в тот, 1954, год форму отменят, и ей не удастся поносить погоны. Жаль, конечно, но в руках уже будет диплом, а впереди — необъятная даль личных профессиональных свершений. Будучи дочкой учительницы начальных классов, она все же не послушает настойчивых советов своих педагогов — продолжить учительскую династию, и отправится в столицу, чтобы подать документы не куда-нибудь, а в знаменитый МИИТ. Она и сейчас чуточку жалеет о том, что от растерянности или по привычке доверять старшим она поддалась на уговоры двоюродной сестры и подала документы не в этот вуз, а в другой — Московский транспортно-экономический институт. Там, мол, и условия получше, и общежитие дадут. Родственница, студенческие годы которой выпали на тяжелое военное время, сама хлебнула лиха и, по видимому, считала, что делает доброе дело, отправляя Риту в другой вуз. Маргарита, предъявив приемной комиссии свой вполне достойный аттестат, мучилась вопросом: что выбрать? «Что из себя представляет бухгалтерия, я толком не знала, — вспоминает Маргарита Владимировна. — Но уж очень мне был несимпатичен наш сельский бухгалтер. Словом, отвергла этот вариант. Мне предложили материально-техническое обеспечение и еще что-то... И вдруг — финансы. Я и о финансах имела очень расплывчатое представление, но что-то внутри подсказало: «Мое!» И не ошиблась. Работа экономиста стала ее песней. Интересуюсь: «Сегодня молодежь предпочитает другие профессии, говорят, быть экономистом не так престижно, как, скажем, риэлтером, банкиром или пиарщиком. А за что вы любите свою профессию?» Даже не взяв «минуту на размышление», моя собеседница с горячностью влюбленного в свое дело человека отвечает: — За то, что она не скучна, не монотонна. За то, что она масштабна. Некоторые думают, что экономические расчеты — это цифирь, цифирь и ничего живого. Ничего подобного! Знаете, у нас в институте был преподаватель, читавший лекции по финансам так, что студенты с других факультетов приходили послушать. Его монологи были очень яркими, образными, насыщенными конкретными интересными примерами. «Ерофей Павлович перевез Лене такой-то груз. Рассчитаем, во что это обошлось...» «Да нет такой станции — Ерофей Павлович!» — раздавалось из зала. «А ну-ка идите к карте, смотрите сюда...» Всегда очень точно, ярко, убедительно. Занятия пролетали моментально и знания крепко оседали в памяти. Когда, спустя несколько лет, я была на курсах повышения квалификации и слушала лекции по бухгалтерии лектора из МПС, это была скукотища. Многое от человека зависит. Что касается практической деятельности, то, в отличие от бухгалтерии, у нас всегда был иной масштаб работы, совсем другое поле деятельности. Мы не были так жестко связаны инструкциями, как бухгалтеры. Это ж как интересно найти: вот тут дорога потеряла, вот тут есть резерв... Это живая и очень захватывающая работа. Наверное, можно было найти место более спокойное и более обеспеченное, но я никогда не искала, потому что любила свое дело. Сродниться с Сибирью Спросите, как выпускница московского вуза оказалась в далекой Сибири? Да все просто. Была у успешной студентки и перспективного молодого специалиста возможность, поработав некоторое время в Рязани, вернуться в столицу, но она предпочла суровый сибирский край по соображениям самым житейским. В Рязани ей «светила» зарплата около 500 рублей, а в Новосибирске обещали сразу девятьсот. Могла ли девушка, которая должна была материально поддерживать маму и двух сестренок, раздумывать?! Нет, конечно. Молоденькой Рите и двум ее сокурсницам, пять суток трясшимся в поезде, наши края казались глухоманью. Да еще попутчики постарались — понарассказывали «страшилок» про неухоженность и неустроенность здешних мест. Так что, выйдя под вечер на перрон, девчушки безрадостным взором обвели открывшуюся их глазам картину. После Москвы все показалось до крайности провинциальным. На привокзальной площади, по воспоминаниям Маргариты Владимировны, стояли какие-то деревянные бараки и дощатые магазинчики. Во многих домах по улице Ленина уже были закрыты ставни, оттого дома казались неприветливыми и чужими. Только здание управления дороги высилось впереди островком надежды и благополучия. Приняли новеньких по-деловому. Жить определили на Первомайку, в общежитие вагонного депо. Со временем из трех девчонок прижились в Сибири двое, Маргарита Владимировна и Александра Георгиевна, тогда Алдошина, а после замужества Крысова. Рита стала работать экономистом в финансовом управлении. «Никто мне, конечно, сразу зарплату в девятьсот рублей не дал, — с улыбкой вспоминает она. — Столько старшему экономисту полагалось, а я поначалу как простой экономист получала 650 рублей». Зарплата мала, да ответственность велика. Так совпало, что как раз перед приездом нашей героини старший экономист, выйдя замуж, уехала, и Маргарите, еще не успевшей толком войти в курс дел, пришлось выполнять ее работу... — Расчет по себестоимости — ни много ни мало — одиннадцать огромных таблиц. Как раз подходил конец квартала. От меня требовалось все это обсчитать, а навыков-то нет. Начальник знала ситуацию, но, видно, решила проверить меня на стойкость... — Неужели не подсказала? Оставила «вариться в собственном соку»? — Точно. Она жила на Урицкого, 37, в доме, окна которого выходили как раз на эту сторону. Так что могла наблюдать, как я каждый вечер до двенадцати, а то и позже, сидела над расчетами. Но Маргарита не дрогнула. Вникнув в предыдущие документы, досконально разобравшись с цифрами, она, проявив недюжинное терпение и упорство, с поставленной задачей справилась. А сделав работу, принесла начальнице готовый отчет. Та внимательно посмотрела. Сказала: «Все правильно», но тут же заметила, что расчеты можно было сделать более коротким путем. «Как делалось до меня, так и я сделала», — ответила Маргарита. Так начался трудовой путь, вылившийся в сорок два года непрерывного стажа. Сегодня кавалер ордена «Знак Почета», почетный железнодорожник, почетный ветеран Западно-Сибирской магистрали Маргарита Владимировна Рахимова с легкой грустью оглядывается на пройденный путь. Кажется, все было так недавно, так еще свежо в памяти, а, глядишь, и те, кого она пестовала, кому была наставником и учителем в профессии, уже стали пенсионерами, пришло следующее поколение работников. Годы летят, даря седины и воспоминания, но не выветривая из души самых теплых чувств к тем, кто жил и трудился рядом. — Мне повезло, что я работала с хорошими, умными и талантливыми людьми. И только благодаря им я чего-то добилась. Мне довелось работать с очень грамотными руководителями. А мои подчиненные всегда любили свое дело, не считались со временем, надо — ночь за отчетом будут сидеть. Помню случай, когда побежали сдавать отчет уже без пяти двенадцать, чтобы успеть к назначенному часу, от этого ведь зависели показатели дороги в соцсоревновании. С признательностью вспоминаю Эмилию Георгиевну Мизину, Валентину Дмитриевну Лагода, Веру Михайловну Залетину. Я всем людям, с кем мне довелось работать, очень благодарна, — с теплотой говорит Маргарита Владимировна. Хороший руководитель должен знать все Если полистать ее трудовую книжку (в которой, к слову, более ста шестидесяти пометок о поощрениях за труд), можно удивиться большому количеству записей. То она инженер-экономист, то старший экономист, то тем ведает, то другим, то название структуры меняется, то дороги разделили... «Человеку непосвященному может показаться, что я какой-нибудь летун», — смеется Маргарита Владимировна. На самом деле все выглядит совершенно иначе. Такого преданного управлению финансов человека еще поискать. Я поинтересовалась у моей собеседницы, какой период работы для нее был самым интересным в профессиональном отношении, и она ответила: — Это было время, когда мы переходили на новую систему планирования и экономического стимулирования. Коренным образом все менялось. Выделялись три фонда: фонд развития производства, фонд материального поощрения и, кажется, фонд капитальных вложений, теперь уж точно не помню. Мы все показатели рассчитывали, доводили их до каждого предприятия, плюсы и минусы им начисляли за хозрасчетную деятельность и так далее. Помню, отчет делала, листы подклеивала, подклеивала, подклеивала. В итоге получилась «скатерть» размером со стол. Чуть не напугала руководство обилием цифр. Очень памятными для Маргариты Владимировны стали годы работы, когда начальником дороги был Николай Порфирьевич Никольский. «Это был высокопрофессиональный, очень грамотный руководитель, который прекрасно знал экономику и всегда во все вникал, — рассказывает М. В. Рахимова. — Как-то пригласил он наш отдел к себе. Накануне заседания я стала учить техническую железнодорожную терминологию, что такое рейс вагона и так далее. А вдруг спросит?! Скажет: «Расчеты-то ведете, а о чем речь, не знаете...» Идем, все волнуемся. Сели. Он и говорит: «Мне нужно, чтобы вы каждый квартал готовили мне подробные документы, чтобы я был в курсе всех дел по таким-то и таким-то параметрам». Мы все записали и так и работали в дальнейшем. Каждый квартал готовили подробнейший анализ, на бумаге это получался целый талмуд. И, хотите — верьте, хотите — нет, он просчитывал каждую цифру, каждый показатель. Возвращал нам документы уже со своими правками. У меня сохранился один доклад, подготовленный мной к какому-то мероприятию, где хорошо видны правки, сделанные начальником дороги». — А бывало, что Николай Порфирьевич вас ругал? — спрашиваю. — Была один раз такая история. Скорее забавный случай. Начальник у нас был Кореньков, потом он стал начальником службы, так вот, он меня всегда брал с собой на различные совещания. Я еще возмущалась: «Сидят сорок мужиков и я с ними. Что я там буду делать?!» И как-то раз Николай Порфирьевич по какому-то поводу вскипел и говорит вдруг: «Да простит меня товарищ Рахимова...», и дальше сказал, что хотел. С того дня не стал меня Кореньков с собой брать. А вот еще, как говорится, случай из практики. Однажды вызывает меня начальник дороги и строго говорит: «Мне тут статистики дали расчеты. У них одна производительность труда, а у вас — другая». Я молчу: жду, что будет дальше. «Я пересчитал, — продолжает он. — У меня получился тот же ответ, что и у вас». Ну тут уж я говорю: «Значит, правильно считали, Николай Порфирьевич». И правда, статистики тогда ошибку допустили. Но я этот пример привела не для того, чтобы их укорить, а чтобы подчеркнуть, насколько детально Никольский вникал во все документы и все сам проверял. Маргарита Владимировна, имеющая большой стаж руководящей работы, и сейчас считает, что руководитель отдела должен досконально знать всю работу своего подразделения. В свое время она могла при необходимости сесть и заменить любого отсутствующего сотрудника. Еще один руководитель, о котором моя героиня говорит с нескрываемой теплотой, это П. Ф. Мысик. «Я с удовольствием вспоминаю годы работы, когда Петр Филиппович был заместителем начальника дороги по экономике. С ним работать было очень легко и хорошо. Он соберет нас: экономистов, плановиков, всех. Решаем какой-то вопрос. Вот все высказываются, высказываются. Звучат разные точки зрения. Мы начинаем спорить, ругаться. Эти не хотят расходы уменьшить, мы не хотим доходов брать больше, потому что можем и не выполнить. Он слушает, слушает, слушает нашу перепалку, потом говорит: «Ну, вот так. Плановики берите и уменьшайте расходы на шесть миллионов, а вы, финансисты, ставьте в план доходов больше на шесть миллионов. Все понятно?» Понятно! И все довольные и веселые отправляемся на свои места» — рассказывает М. В. Рахимова. — И по сей день мы связаны по работе. Мне кажется, старики счастливы, что такой человек возглавляет совет ветеранов. Он знает всех, и его знают все. Петру Филипповичу достаточно сделать один звонок, сказать несколько слов, чтобы решить чью-то непростую проблему. Поэтому дай Бог ему здоровья, чтобы он работал на благо ветеранов как можно дольше». А связаны Петр Филиппович Мысик, возглавляющий совет ветеранов Западно-Сибирской железной дороги, и Маргарита Владимировна Рахимова, работающая в благотворительном фонде ЗСЖД, сегодня по работе потому, что, по сути, решают одну задачу — задачу социальной защищенности бывших работников магистрали. Выйдя на пенсию, Маргарита Владимировна некоторое время трудилась в совете ветеранов Железнодорожного района. А потом Василий Петрович Герасимов пригласил ее на работу в только что созданный на дороге благотворительный фонд. — Знаете, на этой работе я по-новому нашла себя. Мне очень нравится быть полезной людям. Обратился кто-то с проблемой, а ты сумел посодействовать в ее решении. И человеку хорошо, и у тебя на душе птицы поют, — признается Маргарита Владимировна.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент