Каждый район предложил депутатам свои новации и пути решения проблем. Первым был Краснозерский. Здесь на месте государственного предприятия ДСУ-4, которое обанкротилось три года назад, успешно работает частное — «Инвестстройпроект». В прошлом году предприятие выиграло тендер на обслуживание районных дорог. В зоне их ответственности 198 километров. По словам руководителя предприятия Василия Ивакова, есть еще возможности для выполнения и других подрядных работ. Сегодня здесь две действующие асфальтобетонные установки, каждая из которых ежедневно может выпускать по 250 тонн асфальтобетона. Полностью предприятие укомплектовано и спецтехникой, которая хоть и не новая, но, как заверил Василий Викторович, в хороших руках может прослужить еще долгое время. В июле предприятие планирует выиграть еще одни торги. Объем работ рассчитан на три года, и общая сумма составляет 51 миллион рублей. Участок в 7 километров свяжет щебеночной дорогой Светлое и Новопокровское, 3,5 из них будут сданы уже в этом году. Как отметил Василий Иваков, ситуация в дорожном строительстве с каждым годом становится все лучше. В первую очередь на это повлияло отношение властей. С 2006 года финансирование стало более стабильным, нет долгов, поэтому появилась возможность более качественно и в более быстрые сроки выполнять заказы. По словам председателя транспортного комитета Сергея Титкова, развитие частного дорожного строительства положительно повлияет на развитие отрасли: — Конкуренция помогает многое выиграть. В прошлом году мы сэкономили на торгах сто миллионов рублей. На эти деньги мы профинансировали другие объекты. Не могу сказать пока, какая экономия будет в нынешнем году, так как торги еще продолжаются, но цифры должны быть солидные. Безусловно, проводя торги, мы учитываем, чтобы у предприятия-победителя были подготовленный инженерно- технический персонал, хорошая техника и, самое главное, достойная производственная история. Наряду с новыми стройками щебеночных дорог в Краснозерском полным ходом идет и реконструкция асфальтовых покрытий как внутри райцентра, так и на трассах, связывающих близлежащие населенные пункты с центром. Чтобы получить деньги из фонда муниципального развития, администрация района готовит дорожную программу на 2008 — 2009 годы. Как рассказал корреспонденту «Советской Сибири» заместитель главы района Борис Новицкий, это будут существенные деньги, которые помогут не только поддержать в должном состоянии существующие объекты, но и увеличить процент дорог с асфальтовым или щебеночным покрытием. Сейчас в районе таких дорог чуть больше 50 процентов. Причем большая часть грунтовых дорог — это школьные маршруты. Их нужно приводить в порядок в первую очередь, отметил Борис Александрович, и без помощи областного бюджета здесь не обойтись, поскольку средств муниципальных образований хватает лишь на поддержание в проезжем состоянии внутрипоселковых дорог. Однако просто попросить денег у обладминистрации и ждать, когда их дадут, — не получится. На итоговом заседании комитета по транспорту его председатель Сергей Титков дал совет главам районов: — В районах разные ситуации. Есть места, где транспорт вообще не может проехать. Где-то 20 процентов дорог с твердым покрытием, где-то 30. Но не из этого надо исходить. Я был членом комиссии, которая рассматривала планы строительства дорог районов, и было несколько критериев, по которым они защищались. В первую очередь это социально-экономическое развитие района и муниципальных образований. И не случайно в Баганском районе заговорили о дороге в Грушевке и Романовке. Там активно развивается хозяйство, и поэтому возникла необходимость строительства новой дороги. И в Краснозерском могу привести пример — это Дубково. Возрождается хозяйство, поэтому нужна дорога. Нужно учитывать этот процесс. Чтобы получить помощь от области, нужно обосновать свои желания, да еще и представить план своего участия в этой работе. Главный принцип — развитие района и его хозяйств. Областные деньги можно получить только при условии успешной работы. Как, например, в уже упомянутом Баганском районе. Здесь полным ходом идет строительство дороги до села Ивановка. Отличие этой стройки в том, что на ней проводят эксперименты, которые помогают увеличить срок службы покрытия, а соответственно, и снизить расходы по его содержанию. Вопрос экономии — это вообще главный вопрос в дорожном строительстве. По словам главы Баганского района Василия Пронькина, это должно решаться на местах. — Главная задача — на месте определить, на что тратить деньги. Нужно выбрать одну-две дороги, чтобы вложить в них все силы. Если мы начнем распылять на четыре, а то и пять, из этого ничего хорошего не выйдет. В этом году мы строим два крупных объекта. В Андреевке и до Ивановки. Это крупные муниципальные образования с хорошими хозяйствами, которым нужны хорошие дороги, — отметил глава. В 2007 году в Баганском районе на дорожное строительство выделено 38 миллионов. По словам Василия Пронькина, деньги, конечно, немалые, но всегда хочется большего. В районе еще почти половина дорог не имеет твердого покрытия, пять хозяйств практически отрезаны от райцентра и других сел, поскольку после дождей дороги становятся непроходимыми. Как сообщил корреспонденту «Советской Сибири» заместитель главы района Михаил Хадеев, за последние три года удалось построить 50 километров дорог, но этого мало. К тому же дороги, построенные 10 — 15 лет назад, требуют ремонта. В то же время район долгие годы был обделен в финансировании этой отрасли, поэтому сейчас необходимы большие средства. Чтобы сделать больше за те же деньги, приходится экономить за счет новых технологий, что и делают в Баганском районе. Но все же необходимы капитальные вложения в асфальтовое покрытие, а не в переходные типы, которые нужно ремонтировать через три-четыре года. В Карасукском районе главная проблема — это международная трасса, которая соединяет Новосибирскую область с Павлодарской. В этом году благодаря обустройству границы началось строительство 15-ти километров этой трассы. На будущий год, когда будет готов пункт пропуска через границу с Казахстаном, будет готова и дорога. Но на этом власти района останавливаться не намерены. Есть еще, как минимум, два проблемных участка — это дорога, соединяющая район (и область в целом) с Алтайским краем, и выход на трассу «Байкал», где 8 километров до сих пор в виде грунтовой дороги. И эти планы вполне выполнимы. На итоговом заседании транспортного комитета его председатель Сергей Титков дал это ясно понять: — Дорожно-строительная отрасль — одна из наиболее развивающихся. Ни одна строка бюджета области не увеличилась за год так, как на строительство дорог, — на 30 процентов. Но эти деньги нужно с умом потратить. И недаром мы ездим по области и смотрим, кто и как строит, какие подрядные организации привлекает, какие технологии использует. Главам районов предстоит защищать свои планы дорожно-строительных работ на ближайшие годы, где они должны обосновать свои потребности. Из тех объектов, которые уже начаты в Краснозерском, Баганском и Карасукском районах, все получат помощь из областного бюджета, чтобы завершить начатое.
Автотрассы всем нужны. Но надо доказать
Краснозерское, Баган, Карасук. Такой автобусный маршрут избрали депутаты Новосибирского областного Совета для выездного заседания комитета по транспорту, дорожному комплексу, связи и информационным ресурсам. Народным избранникам на своем опыте удалось оценить состояние дорог, кои они и инспектировали. Итогом стало совещание в карасукской администрации, где депутаты приняли и огласили свое решение по ряду дорожных проблем трех районов.