«Качественное образование должно стать доступным для всех»

В рамках семинара «Детский мир в национальных проектах», организованного АРС-пресс, журналисты из региональных изданий смогли встретиться с членом комиссии общественной палаты по сохранению интеллектуального потенциала нации, президентом образовательного холдинга «Наследник», доктором педагогических наук Любовью Николаевной Духаниной.

Разговор на встрече шел о проблемах средней и высшей школы, о механизме разработки, принятия и общественной экспертизы законодательных актов, касающихся этой сферы. — Основная задача общественной палаты — экспертиза законов, принимаемых федеральной властью. Мы активно занимаемся этой работой. В числе законов, которые вносились в Государственную думу и подвергались нашей экспертизе, в прошлом году можно назвать такие громкие, как закон о Едином государственном экзамене, об автономных учреждениях, о целевом капитале, и ряд других. В целом можно отметить, что общественная палата на сегодняшний день отработала механизм экспертизы. Порядка восьмидесяти процентов замечаний, которые были сделаны общественной палатой, приняты и законодательно закреплены в тех или иных документах. — Любовь Николаевна, давайте остановимся подробнее на законе о Едином государственном экзамене. Что вам удалось в него внести? — Кроме мелких правок, удалось закрепить в законе норму, связанную с зачислением детей в высшие учебные заведения по результатам олимпиад. Почему мы на этом настаивали? Потому что, на наш взгляд, механизм поддержки одаренных, талантливых детей должен действовать на всех уровнях, это, во-первых, а во-вторых, он должен касаться детей из абсолютно всех социальных групп. Надо, чтобы дети из любых территорий, если они имеют способности и желание продолжать свое обучение, смогли получить бесплатное и качественное образование в дальнейшем. Нас активно критиковали и депутаты, и Министерство образования, но после большого числа встреч и обсуждений наша позиция была поддержана и сегодня в законе она присутствует. Теперь требуется серьезная работа над разработкой механизма зачисления по результатам олимпиад. Здесь много аспектов, в частности, мы считаем, что нужно активно развивать такое направление, как интернет-олимпиады. Часто такая олимпиада — единственный шанс для ребенка, который живет далеко и не может приезжать в Москву, чтобы участвовать в олимпиадах, но хотел бы учиться в столичном вузе. Мы получаем большую поддержку от регионов, которые понимают, что мы добиваемся, чтобы качественное образование стало доступным для всех. Сегодня можно сказать, что закон фактически уже принят, и с 2009 года он будет действовать на территории всей России. — В одном из своих интервью вы сказали, что ЕГЭ позволит уйти от чрезвычайно развившейся системы репетиторства... — И остаюсь при своем мнении. Репетиторство сегодня очень развито, особенно в сфере подготовки к поступлению в вузы. По оценке экспертов, теневой рынок поступления в вузы оценивается в миллиард долларов. Более того, сегодня репетиторство активно распространилось и на такую сферу, как подготовка домашних заданий в школе, чего совсем допускать нельзя. Основная роль домашнего задания состоит в том, чтобы проверить, усвоил ли ребенок тему, которую ему объясняли в классе. А как можно понять, что ребенок в состоянии решить самостоятельно, если тот же или другой педагог сидит рядом с ним и помогает выполнять домашнее задание?! Я убеждена, что для ребенка репетиторство имеет исключительно негативные последствия, а в целом мы имеем дело со снижением качества образования. — Любовь Николаевна, расскажите, пожалуйста, какие проекты в настоящий момент находятся на экспертизе в общественной палате. — Один из них — очень сложный законопроект, связанный с переходом на двухуровневое образование в высших учебных заведениях. Много разных точек зрения на этот счет. За последний год законопроект претерпел колоссальные изменения, и сегодня совершенно ясно, что есть ряд профессий, по которым нельзя делить обучение на (условно) трех- и пятилетнее. В этой позиции находятся инженерные вузы, где большой объем практических и лабораторных работ, медицинские вузы, представители которых говорят, что студент, отучившийся три года, — это уже не фельдшер, но еще не врач, и некоторые другие. Работа над списком сейчас продолжается. Немало вопросов вызывает и такой аспект: что будет происходить, если человек прошел трехгодичное обучение по своей специальности в одном вузе, а продолжить учебу хочет в другом? Сохраняются ли в этом случае отсрочка и другие социальные гарантии? Еще один законопроект, о котором вы наверняка слышали, касается обязательного введения полного образования — одиннадцатилетнего. Идея этого закона принадлежит президенту, который впервые озвучил ее на встрече с выпускниками в Кремлевском дворце в 2005 году. Фактически два года шла разработка этого документа. Всем поначалу казалось, что это будет простой закон, который не вызовет вопросов, но на деле все оказалось иначе. — Вы уже говорили, что одна из задач, которые должна решить система ЕГЭ, — это доступность высшего образования для талантливых девчонок и мальчишек из регионов. Как еще планируется поддерживать одаренных детей? — Уже почти год работает рабочая группа проекта «Одаренные дети», которую я возглавляю. Главная цель проекта — разработка системы продвижения талантливых детей России. Министерства, которые задействованы в этом проекте, начиная с федерального Министерства по образованию, Министерство культуры и спорта, не очень активно пока откликаются, зато нас хорошо поддержала Академия наук, которая заинтересована в том, чтобы талантливые дети, талантливые студенты участвовали в научных исследованиях. Эти дети и молодые люди должны иметь возможность бесплатной публикации своих работ и другие возможности, которые появляются, в частности, с развитием системы грантов, чему мы содействуем. Большинство студентов к третьему курсу уже работают, чтобы иметь возможность себя обеспечить. Если студент работает по своей будущей специальности, это на благо, а если он по ночам разгружает вагоны и вследствие усталости начинает хуже учиться, ничего хорошего из этого не выйдет. Проблему надо как-то решать. Надо заботиться о том, чтобы приезжие студенты имели места в общежитиях и все необходимые условия для жизни и получения качественного образования, а не занимались выживанием. Поэтому поддержка через систему грантов сегодня очень актуальна и с этой идеей мы выходим. — Любовь Николаевна, на ваш взгляд, почему не работает такой важный и необходимый сегодня проект, как кредит на получение образования? — Объясню, почему. Главный вопрос состоит в том, кто дает кредит. Банки. Давайте посмотрим, какая система кредитования в банках существует. Если мы берем кредит на сто рублей, мы должны в залог положить имущество на двести рублей. Если мы берем деньги на образование, то кто выступит гарантом возврата денег? Государство к этой роли пока не готово. А банки пока не хотят рисковать своими средствами. Хотя, я думаю, ситуация будет меняться, так как у банков совершенно отчетливо проявилась проблема, которую можно сформулировать так: свободные средства есть, а преумножать их не на чем. Именно поэтому очень активно развивается система потребительского кредитования на покупку бытовой техники и так далее. Но там — несколько меньшие суммы. Думаю, что на этом потребительском кредите они отработают механизм, поймут, сколько людей и какие люди возвращают кредиты, а какие нет, научатся отсекать мошенников и тогда, уже более осознанно и основательно, согласятся обсуждать тему образовательного кредита. Мы активно поддерживаем эту идею. И плюс выдвигаем идею кредита на проживание. Потому что образовательный кредит позволяет тратить деньги только на обучение, а человеку, конечно, еще нужны средства, чтобы питаться, одеваться, где-то жить. Постепенно возвращать кредит он сможет, только когда начнет активную трудовую деятельность. Мы четко говорим о том, что нельзя перекладывать этот кредит на его родителей. Поэтому здесь масса вопросов и относительно самой схемы кредитования и юридических гарантий. Пока проект находится на стадии обсуждения. Политическая воля есть. Нужен механизм реализации.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент