Добрый след на Земле от 08.05.2007

Солдата Великой Отечественной Николая Павловича Зиновьева три года уже нет на земле. Но свет его таланта и сегодня озаряет жизнь земляков. Это был чрезвычайно одаренный человек. Страстный охотник и любитель природы. Его рассказы — в газетах и книгах. Самобытный резчик по дереву. Уникальные изделия мастера первые лица области дарили высокопоставленным гостям, везли руководителям иностранных держав.

А его дача в Кашламском бору — Терирюшки — была местом паломничества не только соотечественников, но и зарубежных гостей города. Талантливый архитектор, ученик Крячкова и Масленникова. Рабочие чертежи по 100-квартирному дому, федеральному памятнику архитектуры, получившему в 1939 году на всемирной выставке в Париже Гран-при, выполнены им, Николаем Павловичем Зиновьевым. Воевал на Северо-Западном фронте в железнодорожных войсках. Минер-сапер, командир батальона. Наводил разрушенные мосты и переправы. Разминировал поля сражений, спасая людей от затаившейся смерти. Два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За Победу над Германией». Был ранен. Из-за контузии потерял глаз. Военную службу закончил в звании полковника. Восстанавливал Донбасс, строил дороги на целине. Преподавал студентам подрывное дело на военной кафедре в НИИЖТе. Ныне в СГУПС (университет путей сообщения) родные передали для создания экспозиции около 200 работ мастера Зиновьева. Посещение музея входит в программу эстетического воспитания первокурсников. Экспозиция из 100 его работ находится в одной из городских детских школ искусств. А создано мастером около 4 тысяч уникальных резных шедевров! Раздарены. Разошлись по заграницам и частным коллекциям. Хранятся у родственников. Новосибирск так и не нашел возможности построить здание Города Мастеров (или отдать для этих целей старое), как мечтал Николай Павлович, хотя была обещана поддержка. Но проект не реализован. Это не делает чести властям города и области. А необходимость в таком учреждении традиционной русской народной культуры давно назрела. Уникальный мастер жил в Новосибирске, богатейшее наследие оставил. Не должно оно распылиться и потеряться во времени. Письма Николая Павловича с фронта также самобытны и удивительны — он писал их жене и дочке в стихах, присылал свои рисунки. Уже после его ухода усилиями дочери, Людмилы Николаевны, издана книга «Золотое сечение», где собраны очерки об отце, его рассказы, стихи, воспоминания людей, его знавших, фотографии его прекрасных работ. В апреле этого года вышла обучающая детская книжка-раскраска «Мозаика дедушки Коли», с написанным самим Зиновьевым предисловием. Он издал при жизни несколько книжек для детей. В его архивах остались уникальные эскизы, рисунки, чертежи, которые представляют интерес для мастеров-резчиков. И ждут своего часа. И символичным видится сегодня обращение к нам Николая Павловича Зиновьева: «С наилучшими пожеланиями в грядущем! Николай Зиновьев». Он был поэтом — солдат-минер Великой Отечественной, архитектор, народный мастер Сибири. И он продолжает жить на Земле в своих творениях. Воспоминания друга Василий Сергеевич Хапёрский, г. Киев: — Наша с Колей дружба зародилась с прибытием в действующую армию, а служба в течение более полутора лет в одном батальоне сделала эту дружбу истинно братской. Память сохранила множество эпизодов фронтовых дней. Во время одного из налетов вражеской авиации на восстанавливаемый мост через реку Ловать взрывом бомбы была разрушена часть возведенной мостовой опоры и разбросаны в стороны сваи с причаленного к опоре свайного плота. Рядовой Шлыков первым бросился в воду спасать сваи, был ранен и крикнул: «Прощай, командир, погибаю!» Он был спасен Колей и солдатами. Были трудные, пешие, форсированные переходы во время боевых действий с одних восстанавливаемых участков и объектов на другие. С полной выкладкой, в грязь, по болотам, с ночевками зимой в насквозь промерзаемых палатках. Мы с Колей всегда были со своими солдатами. С первых месяцев пребывания на фронте мы уделяли внимание художественной самодеятельности в батальоне, чтобы поддерживать боевой дух солдат. Коля руководил хором и оркестром, я — танцевальной группой. Я благодарен судьбе за то, что она подарила мне братскую дружбу сибиряка Николая Павловича Зиновьева во время Великой Отечественной войны. Дружба поддерживала наши душевные силы и в мирные годы. Коли уже нет в живых, но память о нем, как о родном человеке, останется со мной до последних дней моей жизни. Первый мост (из воспоминаний Н. П. Зиновьева) — Это было в 1942 году, когда после успешного контрнаступления Советской армии под Москвой наши войска преследовали противника. Фронт требовал бесперебойного снабжения. Срочное восстановление разрушенных железных дорог приобретало важное значение. Я, только что «испеченный» лейтенант, бывший архитектор, получил приказ: в короткий срок силами своего взвода восстановить мост на участке Торжок — Ржев, разрушенный фашистами при отступлении. Легко сказать — восстановить! Вместо бывшего моста в земляном полотне зияла брешь. А в руках у меня — листок из ученической тетради с эскизом нового моста… Пролетные строения готовили в лесу, а шпалы для опор и поковки должны были привезти из батальона. Вместе с солдатами я тесал мерзлые бревна. Дело продвигалось, мостик рос на глазах, и я радовался нашему успеху. На шпальные клетки скоро легли массивные сосновые пакеты. Еще не все поковки были поставлены, а путейцы уже уложили рельсы. Стоял трескучий мороз. Я отпустил солдат в соседнюю деревеньку, а сам с небольшой группой остался ждать, когда подвезут оставшиеся поковки, чтобы закончить работы. Часы тогда были не у всех, у меня их тоже не было. А по приказу мост надо было восстановить к 23.00. Только когда я увидел каскад искр над трубой приближающегося паровоза, понял, что уже и есть 23.00! Что делать? Остановить паровоз? Поздно! Тогда я спустился вниз и встал под мост. Громыхая, надо мной проносилась огнедышащая громада. Все скрипело и скрежетало. Я стиснул зубы и до боли сжал кулаки. Обидно было погибать так глупо и нелепо. А поезд тем временем прошел. Очнулся я от громкого «ура!» Солдатам я объяснил, что по неписаному закону строителю положено вставать под мост, когда по нему проходит первый поезд. Потом я узнал, что недополученные нами поковки были второстепенными и на прочность моста никакого влияния не оказывали. Так я выполнил первый боевой приказ командования. Тогда я еще не знал, что мне доведется в войну и после войны строить, восстанавливать и реконструировать много железнодорожных сооружений. Но первый мост на участке Торжок — Ржев, по которому прошел на фронт воинский эшелон, навсегда останется в моей памяти.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент