Заседание комитета с обозначенной повесткой дня является логическим продолжением разговора на декабрьском 2006 года заседании Совета Федерации и выполнением его поручений. Это продолжение постоянно проводимой работы комитетом по совершенствованию межбюджетных отношений Центра и субъектов РФ. Напомню: год назад, в апреле 2006 года, комитет проводил «круглый стол» на тему: «Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ». Присутствующие здесь являются участниками проводимого в последние годы процесса межбюджетного реформирования и, несомненно, как практики, имеют возможность оценить как положительные, так и отрицательные его стороны. Обобщая, обозначу несколько выводов, основывающихся на мнении представителей субъектов Федерации. Во-первых, процесс перераспределения налоговых доходов в пользу федерального бюджета настолько скоротечен, что регионы не успевают закрывать бреши в своих бюджетах. А бреши эти вызваны изменением налогово-бюджетной политики Центра. В этой связи хотя и с опасением, но субъекты РФ положительно воспринимают переход на трехлетнее планирование бюджета, надеясь на создание элементов стабильного планирования доходов и расходов в будущем. Во-вторых, объем региональных бюджетов постоянно увеличивается. Это происходит в том числе и за счет переданных полномочий. Данный фактор обусловливает возникновение еще большего несоответствия между уровнями необходимого финансового обеспечения законодательно закрепленных полномочий и фактическими возможностями региональных и местных бюджетов по реальному исполнению этих полномочий. В-третьих, принимаемые меры по реформированию межбюджетных отношений не привели к ощутимым результатам в сокращении различий между субъектами РФ по уровню их бюджетной обеспеченности. Эти выводы сформулированы на основе информации из субъектов РФ. Поступило 82 отзыва из 73 субъектов и 3 — из ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ. В этой связи я хотел бы еще раз поблагодарить все субъекты Федерации за их участие в подготовке данного вопроса, а также всех принявших участие в его рассмотрении. Полагаю, что сегодняшнее заседание не должно превратиться в площадку для взаимных споров и упреков. Наша совместная задача — усилиями присутствующих здесь практиков-специалистов федерального и регионального уровня найти рабочие механизмы устранения накопившихся и вновь возникающих проблем для обеспечения полноценной работы, позволяющей выполнять перед населением России задачи власти. Не буду перечислять переданные полномочия из Федерального центра субъектам РФ — все это закреплено федеральными законами и реально существует уже в практической работе. Достаточно понимания: на местах выполнить передаваемые полномочия более эффективно можно при одном условии — финансовом обеспечении этих полномочий. Когда знакомишься с информацией, поступившей из субъектов Федерации, напрашивается вывод, что опасения Совета Федерации оправдались: финансирование переданных полномочий осуществляется недостаточно, а в отдельных субъектах просто неудовлетворительно. Причины этого: а) распределение средств из федерального бюджета осуществляется без анализа и учета мнения субъектов о реальных потребностях объемов средств с учетом их специфики и географического положения (нет элементарного анализа в разрезе субъектов); б) методики распределения средств из федерального бюджета проработаны слабо, в силу чего они не являются прозрачными, а отдельные ведомственные документы Центра вообще не имеют утвержденных и доведенных до субъектов методик; в) отдельные подзаконные акты (приказы Министерства финансов, ведомственные положения федеральной налоговой службы) не обеспечивают исполнение принятых законов, создают препятствия по эффективному использованию средств; г) в Министерстве финансов и ряде ведомств отсутствует система совместных согласованных действий по оценке выделяемых средств субъектам (принцип: даем — берите без разговоров). Что имеем в результате? Возьмем, к примеру, обеспеченность финансированием переданных полномочий в 2007 году. В ряде областей она составляет 33 — 61 процент. Или полномочия, связанные с организацией воинского учета на территориях, где нет военных комиссариатов. Они профинансированы в объеме на 45 — 56 процентов. Возьмем финансовое обеспечение законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов». Да, количество учтенных по обеспечению жильем в соответствии с этими законами известно. Но выделение средств для исполнения переданных полномочий можно назвать профанацией, результат которой — сталкивание людей и власти на местах. И такое практически повсеместно. Ни тебе объективной реальности фактических потребностей, ни методик, ни разъяснений о том, как дальше будем решать этот вопрос. Передали полномочия, а вы, субъекты, ведите, решайте задачу финансирования как хотите. При передаче средств не учтены затраты на администрирование организации исполнения полномочий и какими силами и средствами технического обеспечения они будут исполнены. Требуется также серьезная работа по оценке сложившейся по отдельным полномочиям кредиторской задолженности и выработка мер по ее погашению. Субъекты и органы местного самоуправления этого сделать не в состоянии. Не менее серьезный вопрос возник в связи с передачей полномочий в сфере лесных отношений. Повсеместно ограничены средства для тушения пожаров в лесах — в прошлом году это полностью легло на бюджеты субъектов Федерации. Не предусматриваются средства на реорганизацию предприятий лесной отрасли. В результате таких действий складывается впечатление, что выполняется задача уничтожения зеленого запаса страны — лес вырубить, сжечь. Хотел бы высказать несколько предложений в ответ на вопрос: «Что делать?» 1. Министерству финансов (прежде всего), другим министерствам и ведомствам нужно в первую очередь сделать работу над ошибками: — провести совместно с субъектами РФ до принятия бюджета 2008 года глубокий анализ потребности средств для исполнения переданных субъектам полномочий, внести объективные объемы субвенций, передаваемых из федерального бюджета; — проанализировать правовую легитимность действующих методик распределения средств, доработать, согласовать с субъектами, утвердить и представить их в Совет Федерации, непосредственно в субъекты РФ. 2. Министерству финансов до внесения объемов распределения средств Федерального бюджета по финансовому обеспечению переданных полномочий представить в Совет Федерации информацию, согласованную с субъектами. 3. Обратиться в Минюст с просьбой осуществить анализ подзаконных актов министерств и ведомств по обеспечению исполнения законов РФ, касающихся переданных полномочий. 4. Обратиться в профильные комитеты Совета Федерации с просьбой осуществить мониторинг исполнения законов РФ по финансовому обеспечению переданных полномочий. 5. Обратиться в Министерство регионального развития с предложением проанализировать совместно с субъектами рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья и внести предложения по уточнению ее средней рыночной стоимости, используемой при расчете субсидий на приобретение жилых помещений гражданами, имеющими право на соответствующие меры социальной поддержки. 6. Комитету по делам Федерации и региональной политике совместно с Комитетом по бюджету изучить поступившие предложения субъектов по внесению изменений в Бюджетный кодекс в связи с подготовкой принятия трехлетнего бюджета. Думаю, наберется их много. Создать рабочую группу, которая будет осуществлять контроль за устранением недостатков по финансовому обеспечению переданных субъектам полномочий Российской Федерации. Обращаюсь к коллегам из Совета Федерации, представителям министерств и ведомств: услышьте и учтите мнение субъектов, чтобы не сделать новых ошибок при утверждении трехлетнего бюджета и не дестабилизировать ситуацию в межбюджетных отношениях. Считаю необходимым по итогам расширенного заседания с учетом доработки решения проинформировать председателя правительства, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации.
Что мешает полноценному выполнению задач власти?
Выступление Виктора Васильевича Леонова, члена Совета Федерации, на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике по финансовому обеспечению полномочий, передаваемых для исполнения органам государственной власти субъектов Федерации.