«Закон Кулона не объявишь вне закона»

Говорят: мир уцелел, потому что смеялся. Жизнь — штука трудная. Во все времена такой была. И нынешние не исключение. Когда только оптимизм и спасает и неизменные его спутники — юмор, сатира, ирония. Этими «инструментами» виртуозно владеет московский автор-исполнитель Тимур Шаов, гастроли которого с успехом прошли в Новосибирске в рамках цикла концертов «Авторская песня» — совместного проекта государственной филармонии и бард-клуба «Гитара по кругу».

Тимур Шаов — звезда молодого поколения современной бардовской песни. Выпустил семь альбомов, выступил почти во всех крупных городах России, побывал с концертами в Германии, Голландии, США, Канаде, Израиле, в странах Балтии, Украине, Белоруссии. Лауреат Грушинского фестиваля. В 2001 году стал единственным бардом, получившим профессиональную премию в жанре сатиры и юмора «Золотой Остап». Лауреат национальной премии «Шансон года-2003». В Новосибирск с музыкантами Сергеем Костюхиным и Михаилом Маховичем привез новую программу «Свободная частица», с которой совершает гастрольный тур по стране. Он опоздал на пресс-конференцию — долго ехали из Томска, где он тоже выступал. Владимир Аникеев — хранитель духа авторской песни в Новосибирске, вдохновитель и организатор не имеющего аналогов в Сибири проекта «Гитара по кругу», представляя «звезду», сказал: «Благодаря таким людям, как Тимур, мы не теряем оптимизма». «Звезда иронии» среагировал мгновенно: «На этом пресс-конференция заканчивается! Главное сказано». На вопрос, считает ли себя бардом, ответил: «Может быть. Не важно, кем себя считаешь. Но, с другой стороны, неудобно, когда у детей в школе спрашивают: а кто ваш папа? А что они? Бард наш папа?! Как-то несерьезно. Артист? Черт его знает, кто я! Я вообще не люблю классификации. Психотерапевт я, наверное, все-таки! Как был доктором, так и остался». Тимур Шаов окончил мединститут, 12 лет работал в районной больнице, на родине, в Карачаево-Черкесской автономной области. И писал песни. Настал момент (1999 год), когда авторская песня «настолько влезла в жизнь, что пришлось заняться ею профессионально». Женат, трое детей. Живет в городе Дубна Московской области. Им написано около двух сотен песен. Жизненное расписание очень плотное: 10 — 14 концертов ежемесячно. Его творчество стоит несколько особняком. Это не надрыв и безрассудное бунтарство Высоцкого, не трагический слог Галича и ядовитая сатира Жванецкого. Шаов ни на кого не похож. Его слово, приправленное изрядной долей иронии и каплями здорового врачебного цинизма, клокочет и жжет, как больная совесть. Ему чуждо ханжество. Он не стесняясь называет вещи своими именами, рассыпает по текстам сленговые словечки, чем хлестко бьет в ухо любителя изящной словесности. Считает, когда возникает желание понравиться, на этом человек как творческая единица заканчивается. Не теряет самоиронии и с чувством юмора относится к себе. И пишет так, «чтобы было весело». Непринужденная, свободная атмосфера царит и на концертах: он отвечает на любые вопросы, не просит убрать фото- и видеокамеры, разрешает держать включенными мобильники («Как же можно? Человек сидит, меня слушает. А вдруг у него бизнес горит в это время?!»). Журналисты называют Тимура Шаова «бардовским» Зощенко. «Талантливым и злобным шутом» он также слывет. А он, признанный, отмеченный наградами, остается самим собой. «Ну а так как я не классик, сам воздвиг себе Парнасик» — песня «Пегас, Муза и лирический герой»: На обочине культурного процесса Вольно дышится и видно далеко. Я сижу в обличье дикого черкеса, Откупориваю сабелькой пивко. У других людей Пегасы — Любо-дорого глядеть. Мой Пегас подкован криво: У него из пакли грива И общипанные крылья, Куцый хвост, как пистолет. Нрав веселый: скачет, квасит, Встретит лошадь — отпегасит. Он шакалит на помойках, Но вообще-то он эстет. Моя муза — из Советского Союза, Торговала раньше пивом на разлив, Называет меня: «вшивый мой Карузо» И подмигивает, плечи оголив. Мой лирический герой, он не лиричен, Он циничен, мой лирический герой. Он порочен, не приручен, ироничен. Я-то добрый сам, а он чего-то злой. Я хороший, тихий, славный, неприметный, А он шумный, он гуляка и нахал, И все время кроет лексикой абсцентной, Я и слов таких-то сроду не слыхал. Тут у нас приют убогого пиита. Эти трое пишут пульку на песке С шумом, руганью: «А ваша дама бита!» — Атмосфера, как в портовом бардаке. Песенные миниатюры Шаова довольно длинные, но исполненные артистично, с неподражаемой «шаовской» интонацией, вместившие в себя и картинки нелепой повседневной действительности («Верните машину!» — об угоне автомобиля у друга), и явления социально-политической жизни («Выбери меня» — на тему верховной власти в стране), они никого не оставляют равнодушным. Поданные с искрометным юмором и тонкой иронией, песни Тимура Шаова, о вещах в общем-то грустных, не оставляют гнетущей безнадежности. В них есть «свет в конце туннеля». И философский смысл. И зритель, смеясь над слабостями собственными и пороками общества, задумывается о вечном российском: «Какие мы и что же делать?» «Врачебную нищенскую» Тимура просят исполнить на каждом концерте: Ах, нищее племя, коллеги-врачи, За что ж нас судьба наказала? В аванс выдают нам анализ мочи, В получку — анализы кала. Нет жизни на Марсе, ученый сказал, У нас тоже нет, уж поверьте: Я гол, как сокол, и я зол, как шакал, Я нищ, как Ван Гог перед смертью. Как выйдешь на паперть и глянешь окрест — Нет счастья. Покой есть и воля. Отчизной поставлен на мне красный крест, И в зад полумесяц мне колет. Я — жертва Минздрава, я — падший престиж, Я — швед под Полтавою, братья, Я — черная моль, я — летучая мышь, Я — функция в белом халате. В последнее время — заметили? — появилась тенденция говорить, что живем все лучше. А массы ну никак не хотят положительные сдвиги замечать — «Какой неудачный попался народ!» И появляются издания, спонсируемые властью и бизнесом, так называемые издания «со знаком плюс». Покажем-де — жизнь-то налаживается. А баба Маня по-прежнему покупает молочко с хлебом да рыбий хвостик на базаре на уху, все меньше бюджетных мест в вузах и полечиться качественно можно только за деньги. И Шаов в сегодняшней России очень кстати. «Иные времена» (переслушивая Галича): Шуршат лимузины, искрится вино, Жратвы в магазинах, как грязи, полно! Текут инвестиции, крепится власть, И даже в провинции есть что украсть! Живем в шоколаде, а что алчем рубля, Так не корысти ради, а радости для! Триумф креатива — апгрейдинг умов! А главное — пива сто двадцать сортов! Вроде жареным не пахнет, Черный ворон не кружит, Олигарх над златом чахнет, У метро алкаш лежит. Складно врет номенклатура: Счастье, мол, не за горой. А страна сидит, как дура, И кивает головой: Кому бутик открывать, кому окоп отрывать... А с Тверской страна не видна. А кто плохо жил, будет плохо жить. Это все они — времена... На вопрос, были ли проблемы в связи с остросоциальными текстами, «бардовский» Зощенко ответил: «Если бы меня часто по телевизору показывали... Как бы я остро социально ни вякал, ни кудахтал, у нас сейчас плюнь в глаза — абсолютно божья роса. Роль творческих людей сегодня в стране сведена к минимуму. Вот поучаствовать в выборной кампании... А критика — никому это неинтересно». «Свободная частица» — песня, давшая название новой программе. Сам термин — физический, из области микромира. Проведя поэтическую аналогию, в макромире, именуемом Россией, каждый из нас — тоже частица. И нужно учиться быть свободными. Жить с ощущением внутренней свободы. Только тогда возможно поступательное движение, развитие духовное человека и общества. Ты знаешь, Петя, я зауважал науку. Сейчас такое злое время на дворе, Страна не та уже давно, а скорость звука Все та же, что при батюшке царе. Ах, как печально на пеньке сидит ворона!.. Пришли Лопахины и вырубили сад. Из вечных ценностей — один закон Кулона Да площадь круга все еще пи эр квадрат. Летит нейтрино сквозь рогатки и препоны, И за Можай его, нейтрино, не сошлют, Закон Кулона не объявишь вне закона, Но разве что через Басманный суд. Эх, нам бы воспарить, как птицы, Эх, нам бы взять пример с частицы. Она свободна. Жаль, ее не видно. Как гражданину это мне обидно. «В Перми после концерта к нам зашел человек и произнес чудесную фразу, которую мы выгравируем, наверно, как эпитафию. Он сказал: «Спасибо вам за то, что вы несете!» Имел, конечно, в виду доброе, вечное. Но прозвучало чудесно! Сергей Владимирович Костюхин — циник законченный, он вскочил, пожал ему руку и сказал: «Вот вы первый, кто правильно оценил наше творчество!» Поведав байку зрителям, автор и музыканты вместе по традиции лихо закончили выступление бравурным и веселым «антидепрессивным гимном» — актуальная тема! — «Боремся с депрессией». В интернете у Тимура Шаова есть официальный сайт. Но поклонникам этого мало — организовали неофициальный сайт, фан-клуб. «Одна из самых большущих поклонниц живет в вашем Академгородке, — с теплотой поведал Тимур. — Она не юный человек. Всегда пишет на сайт, задает вопросы. А если, не дай Бог, кто-нибудь меня поругает, становится на защиту грудью. Мы в прошлый приезд познакомились с Зоей Мартыновной». На концерт в Дом ученых Тимур приехал с букетом цветов для своей верной поклонницы. Говорят, человечество смеясь расстается со своим прошлым. Из прошлого, да и из настоящего, гражданам России есть с чем расставаться. Тимур Шаов блестяще демонстрирует это. Свободным творчеством. Значит, можно верить, «придут другие времена». Достойные.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент