В свободном паренье

Новосибирск, как всегда, в последнее десятилетие встречает День театра в ожидании результатов Национальной премии «Золотая маска». На этот раз в фестивале-смотре лучших театральных достижений России сезона 2006 — 2007 гг. участвуют два наших театра — оперы и балета и «Красный факел». Получавшая два года подряд совершенно триумфально — как сильнейшая и оставившая конкурентов по жанру далеко позади — свои «Маски» Новосибирская музкомедия взяла нынче фестивальный «тайм-аут»,

но показала поклонникам в пятницу такой премьерный спектакль, что, похоже, новые «масочные» треволнения у всех нас не за горами... Пьеса Дарио Фо «Свободная пара» не просто всемирно известна: за нее в 1997 году автор получил Нобелевскую премию. Причем заявил, что половина награды принадлежит его жене — Франке Раме... Потому как она была соавтором не только в литературном плане, но прежде всего жизненном, и произведение во многом автобиографично. Под разными названиями (у нас — «Прелести измены») эта «история отношений мужчины и женщины, которая начинается с того момента, когда многолетний стаж супружества убивает в мужчине интерес к жене, а в ней, напротив, только расцветает любовь и желание», идет ежедневно примерно на 400 сценических площадках мира. И интерес к ней как зрителей, так и театров, по всей вероятности, иссякнет не скоро — в перипетиях взаимоотношений Антонии и Карло так много для каждого узнаваемо горького и узнаваемо смешного, но всегда — в каждом конкретном случае — непредсказуем финал... Здесь, на новосибирской сцене, только в буквальном смысле взрыв их домашнего очага воссоединит самых близких друг другу и, безусловно, любящих людей. Все остальное время страдающая от равнодушия и измен мужа Антония страшно одинока, что очень остроумно и изобретательно отражено сценографией. Жизненное пространство героини — между двумя несоединимыми огромными знаками W и M (woman и man), между двумя — ее и мужа — гардеробными (в одну из них каждый вечер, чтобы переодеться и исчезнуть в ночи, «ныряет» Карло). Третью стену образует некий блестящий, как мишура, «расшитый» компакт-дисками занавес, за который так манят героя «прелести измены»... А прелесть рассказанного и показанного нам, зрителям, авторами постановки — в невиданном, можно сказать, прежде жанре, который сами они неофициально и очень осторожно (в программке написано «мюзикл») определили, как мюзикл-шоу. История страданий, казалось бы, нелюбимой жены и ее «тернистый путь» завоевания собственного мужа актуальна всегда и в любом уголке планеты. Несмотря на политические и экономические катаклизмы, крах «любовной лодки» воспринимается людьми, особенно женщинами, как самое трагичное в жизни. И этот посыл постановщики несут через музыку и танец, а «острое на язычок» либретто по-женски искусно «перчит» происходящее на сцене... Спектакль — в буквальном смысле феерия музыкальных стилей, ритмов, мелодий разных континентов, стран и времен (отсюда и определение — «шоу») — подчеркивает универсальность «life story» Антонии и Карло. Диско, хард-рок, рэп, самба, румба, буги и т. д. — более двадцати восхитительных хореографических номеров почти в режиме non-stop — настоящее «олимпийское достижение» балета Новосибирской музкомедии. В невероятном ритме, мгновенно перестраиваясь пластически и актерски, существует в спектакле Ярослав Шварев (Карло) — он исполняет здесь шесть ролей! И, конечно же, хороша Вероника Гришуленко (Антония) — без нее, «сильной личности, необычайно одаренной актрисы, героини на сцене», утверждают постановщики, как и без такого уровня балетной труппы, спектакль бы вообще сочинился и получился совершенно иным... Признавая при этом состоятельность и двух других актерских составов — Елизаветы Дорофеевой и Марины Кокоревой (Антония), Дмитрия Суслова и Дмитрия Аверина (Карло). ...И вот герои вновь обрели друг друга — свою, как говорится, единственную и настоящую любовь. Это трудно назвать хэппи эндом, так как пройдено слишком много испытаний, и вообще Антония и Карло только что выбрались из-под руин. Именно это обстоятельство и эта мизансцена (в клубах пыли и дыма супруги без сил «распластаны» на огромных буквах-символах W и M) придают финалу ноту совершенно не опереточного «серьеза»... Зал замирает, а потом овации не смолкают без малого четверть часа. ...За кулисами послепремьерное столпотворение. Поздравления, объятия, поцелуи! Переждав их первую волну, беру короткие интервью у виновников торжества. Марк Самойлов, композитор: — Я счастлив. Прекрасная, прекрасная постановка. Вероника и Ярослав — замечательные актеры. Две звезды! Именно такой спектакль может привлечь в театр молодежь! Владимир Подгородинский, режиссер-постановщик: — Мне очень понравилось работать в этом театре. Безусловно, в этом жанре новосибирцы — законодатели. Я желаю театру творческих побед! Премьера? Мне кажется, удалась... Сергей Грицай, балетмейстер-постановщик: — Я думаю, что лучший спектакль впереди, хотя сегодняшний был очень хорошим. Дело в том, что выпуск был достаточно сложным: ежедневные прогоны, в смысле нагрузки, сыграли некоторую отрицательную роль. Безусловно, все шло по восходящей — устремленность к финалу, к премьерному дню. Но я знаю, это у артистов далеко не весь потенциал — на репетициях иногда энергетичность танцев была невероятной! И уже переходя непосредственно на праздничную тематику, о том, что для него значит театр, кого он хотел бы поздравить в этот день? — с такими вопросами я обратилась к главному инициатору, организатору и опекуну новой постановки. Леонид Михайлович Кипнис, директор и художественный руководитель Новосибирского театра музыкальной комедии: — Мы знаем много определений театра: это и кафедра, и место раздумий, и место развлечения. Для нас — это праздник. И я хотел, чтобы этот праздник делили с нами наши зрители, а мы будем стараться как можно лучше этот праздник делать. С Днем театра я хочу поздравить в первую очередь актеров. Потому что это их день. Я сам в прошлом актер, и очень рад, что такой профессиональный праздник существует. В актерской профессии так много труда и, по сути, так мало праздников, а этот объединяет и просто актеров, и заслуженных, и народных, и всех-всех, кто работает в театре. У нас очень много талантливых и влюбленных в профессию людей: на репетициях нового мюзикла наши артисты так высоко взлетали — и физически, и всем своим существом — так сказать, в творческом полете, что мне было порой боязно: вернутся ли они на землю?! С праздником, дорогие коллеги!

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент