И все же керамика вечна

Говоря о будущем мировой цивилизации, исследователи уверенно называют два успешных трэнда развития производства. Парадоксальных, совершенно противоположных друг другу. Один — все большая стандартизация массового производства. Другой — возрождение ремесленничества и производство вещей в единственном, уникальном экземпляре. Говоря попросту, нас всех ждет мировое возрождение народных промыслов и ремесел.

Поэтому, проходя по залам ДК им. Октябрьской революции, где проходил уже второй фестиваль сибирской керамики, рассматривая порой совершенно уникальные произведения искусства, всем мастерам, известным художникам и владельцам предприятий по производству изделий из глины я часто задавала один и тот же вопрос: «Возможно ли заработать на керамике деньги на жизнь?» Многоголосье прозвучавших ответов и отношений к жизни было совершенно таким же, как разнообразие представленных на фестивале работ. От совсем простеньких, таких как копилки в виде розовых хрюшек и перчаток с надписью «Коплю на квартиру», до поразительно красивых, многоцветных и радостных, даже на взгляд непрофессионала, поразительно сложных по замыслу и исполнению керамических станковых картин Людмилы и Геннадия Шляги. Спешу развеять сомнения, пессимистического варианта развития народных промыслов в Сибири не предвидится. Все участники фестиваля, в том числе приехавшие из Томска, Омска, Кемерово, Республики Алтай, подписали совместное письмо-обращение к губернатору Новосибирской области о создании именно у нас, в Новосибирске, Палаты ремесленников (название условное). Все участвующие в фестивале уверены, что именно у нас должен быть Сибирский региональный центр народных промыслов. А это значит, что главную свою роль по объединению ремесленников прошедший фестиваль сибирской керамики уже успешно решает. Весьма выразительно прозвучали слова керамистки Каури из Республики Алтай на эту тему. — У нас вся деревня керамистов. Когда люди приезжают на Алтай (а у нас Горный Алтай) и видят, что работа есть только на почте, за нищенскую зарплату, но и на нее не устроиться, — понимают, что на многое способны! Народным промыслом сегодня можно жить. Но промыслы все-таки сегодня не возрождаются, они возникают снова. Заметьте, насколько это совпадает по смыслу со словами, наверное, самой известной пары художников-керамистов Людмилы и Геннадия Шляги: — О чем вы говорите: какая работа по настроению, какое вдохновение? Наше правительство не предусмотрело для художников, членов Союза художников отпусков, больничных листов, зарплаты... Но, помимо того, что с продаж надо кормиться, надо, чтобы было что продавать. То есть вначале приобрести глину, глазури, инструменты, печи... Деньги заработать можно, но только если поставить задачу зарабатывания денег. Если же ставить задачу раскрытия себя, развития себя, чтобы люди сказали: «Ах!» — то на это нужны годы. Какие большие деньги можно заработать на этом? На самом деле, глядя на веселые свистульки, праздничные сувенирные поделки, горшки и посуду, несведущему человеку трудно представить, насколько тяжел физически труд керамистов. «Тонны глины приходится ворочать, чтобы обработать. А за ту глину, что получше, нужно хорошо заплатить!» — слова, то и дело звучащие из уст разных мастеров. К слову, в Новосибирске своей хорошей керамической массы нет. Был карьер Ташаринский, но затоплен несколько лет назад. Для его разработки требуются миллионы. В советские времена государство хоть как-то поддерживало народные промыслы. Сегодняшние успешные новосибирские предприятия — «Ритм», «Корн», «Феникс», «Калина-Иня» — родом оттуда, из расколовшихся, закрывшихся, не выдержавших конкуренции в 90-е с китайским ширпотребом. А вот эти остались. Почему? — Конкурировать с Китаем российским керамистам, конечно, сложно... У тех традиции производства — у нас традиционная российская лень, — пошутил, отвечая на этот вопрос, Юрий Анатольевич Неупокоев, директор предприятия «Ритм» и один из организаторов фестиваля. — Но вспомните, с чего начинались все промыслы на Руси? С того, что люди пытались выжить, работая дома... А так как товар должен был быть продан, его старались делать как можно красивее. И разве не то же самое мы видим сейчас? Флейта для влюбленных (на снимке), на ней надо играть вдвоем. Если вы хорошо чувствуете и понимаете друг друга, то получится очень гармоничное звучание. Изготовлена и демонстрируема мастерами «Алта Каури» из Республики Алтай.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент