Осознанная необходимость перемен

У русской народной сказки в обработке Афанасьева, в которой есть всем нам знакомые варианты развития событий («направо пойдешь — коня потеряешь...»), в исходном пересказе условия более жесткие и касаются не только трех направлений, расстилающихся перед путником впереди. Решение надо принимать быстро еще и потому, что по аутентичным сказочным условиям даже минутное замешательство на месте приводит к серьезным последствиям: в болоте увязнешь.

Жизнь — не сказка, и Змеи Горынычи повседневности не побеждаются одним взмахом меча — требуется ежедневная динамичная работа с отчетливым пониманием того, что нужно делать. На федеральном уровне, похоже, наконец-то пришло понимание того, что мирно гудящая в трубе теплая нефтяная река способна согреть лишь «здесь и сейчас», но совершенно не гарантирует уютного существования в зимних сумерках набирающего темп двадцать первого века. Не тратя силы на совершенно неадекватное соперничество в промышленности с западными странами, государство справедливо увидело основной ресурс нашего будущего в образовании. Помимо широко освещаемого, в том числе и «Советской Сибирью», приоритетного национального проекта «Образование», фактически отдельным направлением работы стал всероссийский конкурс субъектов Федерации, внедряющих проекты модернизации системы образования. Здесь наша Новосибирская область, как и во многих в свое время пилотных начинаниях, которые в дальнейшем становились общефедеральной политикой, оказалась без преувеличения «впереди планеты всей»: работа по направлениям, которые сейчас осваиваются в рамках общероссийского проекта, давно стали темой детальной разработки, например, в рамках соответствующей концепции инновационного развития системы образования нашей области. Это и введение новой системы оплаты труда работников труда общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, расширение общественного участия в управлении сферой и ряд других направлений. Причем объективные показатели последних лет показывают, что «условия в области созрели не только для единичных программ в сфере образования, а для комплексной ее модернизации». Это подчеркнул еще раз руководитель департамента образования Владимир Иванов на прошедшем в выходные двухдневном экспертно-аналитическом семинаре «Комплексное развитие региональной системы образования», на котором обсуждались вопросы, связанные с условиями участия региона в федеральном конкурсе, по итогам которого 20 субъектов получат от 150 миллионов до 1 млрд рублей. Эти деньги не станут просто подарком «на блюдечке с голубой каемочкой». По сути, это будет компенсация расходов для региона, находящегося в состоянии институционального перехода от одной системы образования к другой — именно так можно обозначить модернизацию сферы. В семинаре, проходившем на базе гимназии № 10, принимали участие представители гражданских институтов, экспертного сообщества, руководители и представители муниципальных органов местного самоуправления, бизнес-сообщества и команды школ-победителей конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Приехавший из Москвы ректор института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский в своей трехчасовой лекции, разбитой на две половины с продолжением во второй день семинара, подчеркнул, что как бы непопулярно это ни звучало, но резервы есть и внутри самой системы образования, поэтому простое наращивание объемов финансирования — еще не гарантия качественного улучшения ситуации в данной сфере. Примером могут служить малочисленные сельские школы, в которых затраты на обучение одного ребенка для государства в разы обходятся дороже, чем городских ребятишек, а качество знаний в эти же разы хуже. Увеличение затрат не приведет к качественному прорыву — не тот случай. Именно поэтому необходимы институциональные перемены, решение инновационных задач, которые, как заметил губернатор Виктор Толоконский, нам вполне знакомы: — Конечно, для нас это не первый разговор на эти темы, и я очень рад, что у нас активное педагогическое сообщество, и мы с вами эти задачи и вопросы обсуждаем и на съездах, и на научно-практических конференциях, у нас проходит множество семинаров. Но пока нельзя сказать, что это все уже успешно реализуется, что мы уже создали обновленную систему и управления, и содержания процесса образования. Вот почему я считал очень важным, чтобы сегодня специалисты самого высокого уровня поговорили с вами об этих проблемах и задачах, поделились с вами своим опытом, опытом других регионов, поделились видением того, как должна развиваться система образования в ближайшее время.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент