Ночлег волхвов

В древности люди верили, что при рождении великого человека на небе появляется новая звезда. А поскольку даже многим язычникам от рассеявшихся по миру иудеев было известно о грядущем в мир Мессии — Великом царе Израильском, которому суждено покорить весь мир, этого события ждали. И когда наконец волхвы, иначе ученые люди, разглядели на небосклоне новую прекрасную звезду, они собрались в путь, в Иерусалим.

Шли они то ли из Персии, то ли из Вавилонии. Все были людьми благочестивыми и имели одно лишь стремление — поклониться родившемуся царю. Прибыв в столицу иудейского царства, странники стали расспрашивать людей: «Где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке». Но никто не мог ответить. Царь Ирод, в страхе ожидавший, что древнее пророчество сбудется, будучи от природы человеком жестоким и очень подозрительным, тайно призвал волхвов к себе. Хитростью он выведал время появления звезды на небосклоне. А затем отправил странных гостей в Вифлеем, повелев им собрать все сведения о младенце под предлогом, что он сам жаждет поклониться новорожденному царю. И волхвы отправились в путь, ведомые звездой, которая шла по небу перед ними. Над Вифлеемом звезда остановится… Об этом мы поговорим в следующий раз. А сегодня побываем в том удивительном месте, где, согласно преданию, усталые волхвы останавливались на ночлег. Величественная лавра Феодосия Великого возвышается там, где когда-то среди пустыни в убогой пещере останавливались три странника, везшие бесценные дары новорожденному спасителю человечества. Эта обитель, как и некоторые виденные нами ранее монастыри, внешне похожа на непреступную крепость с высоченными стенами и крепкими воротами на запорах. Они в разные годы защищали монастырь от кочевников и прочих недругов. Нынешним путешественникам эти укрепления говорят не только о сложных для обители временах в прошлом, но и о нестабильной ситуации в стране сегодня. Первым на это место пришел Феодосий Великий. К нему потянулись ученики. И так возник монастырь. А о красоте его храмов фотографии расскажут лучше, чем слова. Умиротворяющий покой царит всюду. Постояв у икон, помолившись, приложившись к святыням, мы проследовали в усыпальницу Великих жен, где нас ждало немало открытий. Здесь была похоронена княгиня Ефросинья Полоцкая. Спустя многие годы ее мощи были перевезены в Белоруссию. Здесь подвизались Святая Евлогия и Святая Феодосия, мать святых мучеников Козьмы и Домиана. Здесь же мы увидели мощи убиенных монахов. В русских православных храмах крайне редко можно встретить изображение Бога-отца Саваофа. Даже в греческих обителях мы практически с ним не сталкивались. А здесь — вот он. Со строгим, проникающим до глубины души взглядом. Присев на скамеечки в тени вьющихся причудливых растений монастырского сада и отведав райских яблочек, мы услышали от отца Владимира удивительную историю. Когда-то здесь жил монах, который сам для себя установил жесткое правило. Когда остальные братья, помолившись, ложились спать, он приходил в пещерный храм, спускался, а затем, поднимаясь, на каждой ступени лестницы делал по сто земных поклонов. Лестница, по которой шли мы, новая, а тогда была иная, с пятнадцатью ступенями. То есть каждую ночь благочестивый монах клал по полторы тысячи земных поклонов. И вот однажды в такую минуту ему явился ангел, который сказал: «Молись усердно. Дерзай! И тогда ты станешь на путь спасения». Удивленный монах воскликнул: «А что же я до этого времени делал?» Но ангел не ответил. «Это урок всем нам», — сказал отец Владимир. На Святой земле, как это ни странно прозвучит, очень быстро привыкаешь к каждодневной, а порой и каждочасной встрече с удивительным. История этого монаха могла бы стать сюжетом для философской повести, размышлением над суетным и вечным, над нашим представлением о себе и собственных делах и их реальной значимостью. Удивительно и то, что трудом подвижников до наших дней сохранилась пещера, приютившая волхвов. Что несли они младенцу Иисусу? Золото, ладан и смирну. Не каждый знает, что означают эти дары. Между тем они символизируют, что родившийся Младенец Иисус есть и царь, и Бог, и человек. Как пишет «Библия, пересказанная для новоначальных», золото они несли ему как царю — в виде дани или подати. Ладан — как Богу, известно, что ладан употребляется при богослужении. А смирну (драгоценное благовонное масло) — как человеку, который должен умереть, так как умершего помазывали и натирали благовонными маслами. Еще нам известно, что, увидев во сне предостережение, волхвы, тронувшись в обратный путь, решили не возвращаться в Иерусалим к царю Ироду, а прямой дорогой отправились в свои земли. Предание сохранило имена волхвов, которые в последствии стали христианами. Их звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. И память их празднуется святой церковью в день Рождества Христова. Дальнейший наш путь лежит в прекрасный Вифлеем. В его окрестностях расположился еще один удивительный монастырь, пещерный храм, который внутри расписан в пронзительно-голубой, небесный цвет. По преданию именно здесь бедные пастушки увидели ту самую звезду, что возвестила о рождении Спасителя, и первыми пришли поклониться царю Иудейскому. Величественная лавра Феодосия Великого возвышается там, где когда-то среди пустыни в убогой пещере останавливались три странника, везшие бесценные дары новорожденному спасителю человечества. Эта обитель, как и некоторые виденные нами ранее монастыри, внешне похожа на непреступную крепость с высоченными стенами и крепкими воротами на запорах. Они в разные годы защищали монастырь от кочевников и прочих недругов. Нынешним путешественникам эти укрепления говорят не только о сложных для обители временах в прошлом, но и о нестабильной ситуации в стране сегодня.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент