Что смотрит «по ящику» Константин Эрнст?

Генеральный директор телекомпании ОРТ Константин ЭРНСТ — один из тех, кто реально — в том числе и творчески — «рулит» российским телевидением. Той сферой, к которой многие наши сограждане относятся весьма критически: одним не хватает серьезных, «умных» передач, другим — развлечений.

У «Первого канала» (оставим в данном случае из-за необъятности темы за скобками общественно-политические передачи) репутация приличная. И все же: какое ТВ любит сам Эрнст и что бы он сделал, применительно к телевидению, «будь у него в руках волшебная палочка»? Сегодняшний «ТВ-смотритель» представляет читателям фрагменты интервью Константина Эрнста журналу «МИГ». — Вопрос несколько общего характера: как развивается телевидение в России? — Люди насмотрелись западного кино и потеряли к нему всякий интерес. Даже премьерный показ голливудской картины с бюджетом 70 миллионов долларов не гарантирует приличного рейтинга. За десять предыдущих лет зрители «объелись» иностранным продуктом. Они больше не хотят его. Американские сериалы вообще не имеют успеха на русском телевидении. — Что в тематике программ и сериалов считается наиболее важным? Есть ли у вас какая-то идея, близкая советской задаче воспитания зрительских масс? — Есть, но мы ее не артикулируем как воспитание. Если кто-то сочтет, что он должен воспитывать страну или народ, его пора помещать в клинику. Мы стараемся предлагать неглупое содержание, желательно базирующееся на гуманистических принципах. Мы понимаем, что нас смотрит самая широкая и, соответственно, самая нетолерантная аудитория, поэтому мы очень осторожно относимся к сексу и насилию, которые, естественно, не могут не появляться в игровой или документальной продукции о сегодняшнем дне. — Кто принимает такого рода решения? — Я единолично принимаю такие решения в ситуации, когда нет времени для коллективных обсуждений, когда программа идет в эфир, допустим, через час. Если обсуждается проект, выходящий в эфир в следующем месяце, то команда канала, группа из 15 — 20 человек, смотрит, обсуждает, спорит и приходит к какому-то общему мнению. — А вот что касается кино «Ночной дозор», «Дневной дозор» и всех прочих будущих «дозоров», о которых вы договорились с компанией «Fox Searchlight». Это разовый удар с целью поразить американский кинопрокат или составная часть какой-то более развернутой программы? — У нас, естественно, существуют программы совместного производства. Американцы очень интересуются российским рынком, а мы очень интересуемся англоязычным рынком. Если «Ночной дозор» соберет в мировом прокате 32 миллиона долларов, в которых наши партнеры уже уверены, то приплюсуйте почти 18 миллионов в российском прокате, и получится, что картина с бюджетом в 2 миллиона долларов собирает 50 миллионов долларов в кинотеатрах. Это очень хороший показатель соотношения затрат и доходов... — Как вы оцениваете ситуацию в российском прокате? — Мы вернули соотечественникам желание смотреть русское кино. Они очень долго не верили в его существование, но теперь «молодняк» сказал: «Наши могут! Там говорят на моем языке, показывают город, в котором я живу». Российская актерская школа в общем неплохая, лучшие американские актеры всегда ориентировались на Станиславского и на студию Ли Страсберга. Когда за последние два года появились большие русские картины, зрители стали сравнивать игру и говорить: «Я думал, Брэд Питт такой замечательный актер, а он просто симпатичный парень, а играет он не очень». Стали обнаруживать, что огромное количество американских звезд играть не умеют. Они симпатичные и обаятельные, но актерства у них немного. Наши актеры в целом играют получше. Нас спрашивают: Константин Хабенский говорит по-английски? Мы отвечаем: увы, не говорит. Они посмотрели на него, поняли, что это трендовый персонаж. Но плохая школа обучения английскому языку в советской образовательной системе испортила, к сожалению, много актерских карьер. — И, возможно, сохранила отечественный кинематограф. С актерами не получилось утечки, как с учеными. Если бы у вас в руках оказалась волшебная палочка, что бы вы сделали в своей профессиональной жизни? — Я хотел бы, чтобы то телевидение, которое я люблю делать и смотреть, пользовалось такой же популярностью, как программа «Кривое зеркало» и мелодраматические сериалы. — В чем особенность телевидения, о котором вы мечтаете? — Я и моя команда любим умное, качественное, тонкое, художественное телевидение. Аудитория, к сожалению, любит телевидение гораздо проще, незамысловатей. Как только телевидение пытается копнуть глубже, аудитория на это болезненно реагирует: «Вы нам нужны, чтобы расслабиться и отдохнуть, не грузите». Мы работаем в сфере обслуживания населения и предлагаем ему те «пирожки», которые оно любит. А мы любим «баранки»... — Что смотрите для личного удовольствия? — Хорошее документальное кино, хорошие фильмы, которые дадут нулевой рейтинг на «Первом канале». Мне интересны экспериментальные программы, в которых исследуется психология поведения людей. Я люблю телевидение, которое чуть-чуть «грузит», заставляет подумать, включает зрителя в активный процесс. Большая часть аудитории никакого процесса сотворчества не хочет. Она хочет, чтобы ей просто почесали пятки. — Вы начинали как автор и ведущий телепрограмм. Нет ли желания размять творческие мышцы? — В «Дозорах» я был соавтором сценария, просто не афишировал этого. Мне не нужны титулы. Я давно удовлетворил свое самолюбие. Когда я шел работать на телевидение, мне страшно хотелось, чтобы у меня брали интервью и публиковали мою фотографию на обложках журналов. Сейчас мне это вообще перестало быть интересным. Интервью я даю чрезвычайно редко, только если каналу нужно что-то проартикулировать или прорекламировать. С точки зрения творчества я не испытываю проблем. Раньше я работал во «Взгляде», в программе «Матадор», а сейчас работаю в большом количестве творческих команд. Есть программы, которые я делаю сам от начала до конца. В «Дозорах» я принимал участие в написании сценария и подборе актеров, а также в монтаже, озвучивании и цветокоррекции картины. Но большинство людей все равно не понимают, для чего нужны продюсеры и какова их роль. «Ночной дозор» — мой и Анатолия Максимова продюсерский проект. — Как вы проводите досуг? — Я работаю по 16 — 18 часов пять дней в неделю, в субботу работаю шесть часов. В качестве релаксации заезжаю с работы в любимый книжный магазин, который открыт до часу ночи, залезаю на лестницу, нахожу на пятой полке нужную книгу, сажусь ее листать. Это меня расслабляет лучше всего. — Я думал, что ответом будет гольф или теннис. — Зачем говорить неправду? — Если книги — страсть, что входит в обойму чтения? — Сейчас я больше читаю нон-фикшн. Художественную литературу стал читать гораздо меньше. А биографии — это квинтэссенция жизненного опыта. Я думаю, что люди смотрят кино еще и ради того, чтобы бессознательно получать квинтэссенцию чужого жизненного опыта, стратегии поведения в разных ситуациях. Родился 6 февраля 1961 года в Москве. Окончил биологический факультет МГУ, кандидат биологических наук. С 1988 года — сотрудник Главной редакции молодежных программ ЦТ Гостелерадио СССР, в программе «Взгляд». С 1990 по 1995 гг. — автор и ведущий программы «Матадор». С 1995 года — генеральный продюсер ЗАО «ОРТВ». С 1999 года — генеральный директор телекомпании «ОРТ» (c 2002 года – «Первый канал»).

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент