Бочка, битинг и чайки

Нравится мне вид на Обь из окон диспетчерской порта — кирпичной «башни», что выросла у самого уреза Оби, которая неспешно бежит мимо причальной стенки Новосибирского речного порта. Из диспетчерской хорошо просматривается центральный рейд порта, уставленный баржами различной грузоподъемности. Совсем рукой подать до портовского каравана, который зимой и летом (особенно зимой) — прибежище флота.

Вот и сейчас ярко поблескивает своими новыми красками обретающий помаленьку вторую жизнь теплоход ОМ-137; громадой выглядит «Виктор Гашков», который дожидается своей очереди по части ремонта. Может быть, через год-другой и оживет этот теплоход, который некогда назывался «Мария Ульянова» и был очень популярен среди туристов Страны Советов. Нет той страны, но будем надеяться, что отремонтированный «Гашков» будет напоминать о ней, когда снова пойдет в круизы по Оби и Иртышу. А сейчас мой путь лежит в рубку извечного портовского труженика под названием «Речной-9». Он первым появляется на фарватере Оби, когда на ней еще перезваниваются льдины. Свое место в зимнем караване «Речной-9» занимает где-нибудь в ноябре. Он — буксирный теплоход рейдово-маневрового флота, а потому так рано, нередко в марте, начинается его вахта и так поздно заканчивается. Поставить на «бочку» (вечно плавающий речной кнехт) порожнюю или груженую баржу, помочь при развороте на реке собрату по порту, который уже ведет в пристяжке баржу с грузом в три тысячи тонн, — везде незаменим «Речной-9». Это судно работает в тесном контакте с диспетчером порта, который, как никто другой, знает очередность ближайших операций на рейдах порта (а их у него три — Центральный, Чернышевский и Заельцовский). В мой субботний выход в порт на смене был диспетчер Александр Лыхин. Сначала мы познакомились в его «цитадели» (самая верхняя точка с наилучшим обзором Центрального рейда), а потом я неоднократно слышал его голос по рации «Кама», которой оборудована рубка «Речного-9». Где только мы не побывали за те несколько часов, что я был гостем капитана Дмитрия Баева и его напарника по смене Григория Жданова. Для начала Лыхин отправил нас в пристяжке с откачной станцией «ОС-1» к барже, которая «нахлебалась» за навигацию воды и ждала откачников на бочке № 6 (на Центральном рейде их шесть, и каждая имеет свой постоянный номер). На мой вопрос, надолго ли швартуется к барже откачная станция, ее механик Владимир Дербин ответил так: «Сколько времени займет работа и какими насосами будем вести откачку (а у нас их несколько — на 40, 60, 100 и 1000 кубометров в час), покажет разведка. Сейчас побываем в трюме, и тогда все будет ясно». Однако дожидаться выяснения объемов работы «ОС-1» нам не довелось: «Речному-9» по команде Лыхина следовало с 5-й бочки снять баржу 3080 с песком и везти ее к причальной стенке правобережного грузового района (ПГР). Причальная стенка ПГР уже много лет назад, вероятно в пору ее сооружения, оборудована тридцать одним кнехтом-битингом, которые намертво заделанны в бетон стенки. К тому из них, что обозначен № 22 (крупно и броско), и предстояло нам причалить, а точнее, принайтовить баржу. Со стенки на нее уже поглядывали крановщики двух портальных кранов «Альбатрос». Но прежде чем за песок принялись их «ненасытные» грейферы, баржу за 22-й битинг закрепил 2-й штурман «Речного-9» Евгений Федянин, а затем определила осадку груженой баржи приемосдатчица ПГР Тамара Пипченко. Ее помощником в этом деле был полевой бинокль. Без него нельзя: сантиметры осадки — это тонны груза, а тонны неучтенного груза — это прорехи в бюджете порта. Федянин сбросил вожжевые концы с кормовых кнехтов баржи 3080, и мы снова — свободные люди. Но ненадолго: Лыхин не дремлет и отправляет нас отбуксировать баржу со щебнем. На буртах щебня очень картинно и привольно устроились обские чайки. В левобережный грузовой район, что расположен ниже Димитровского моста, я сопровождать «Речной-9» уже не отважился: у меня были вопросы к диспетчеру порта А. С. Лыхину и к начальнику смены ПГР В. Н. Покараеву. До них надо было еще добраться, а солнце уже явно покатилось к вечеру. Присказку-примету моряков и речников (солнце красно с вечера — моряку бояться нечего) буду проверять уже из собственных окон на берегу. На снимках: «Виктор Гашков» у причала; в диспетчерской порта — зам. генерального директора Вячеслав Власов и диспетчер Андрей Ситишев.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент