Без мнения горожан

Владимир Матвеевич Пивкин, заслуженный архитектор России, не согласен с тем, что градостроительный совет рассмотрел и одобрил возведение целого комплекса многоэтажных зданий сразу за оперным театром. Телефон Владимира Матвеевича звонит не смолкая. Звонят ему архитекторы, художники, журналисты, экологи, краеведы, бизнесмены и даже чиновники с просьбой «отстоять» оперный, защитить его от градостроительной напасти.

Мы решили, что и с его аргументами должны познакомиться наши читатели. — Владимир Матвеевич, чем опасно возведение зданий рядом с оперным театром? — Да всем! Власть пытается сохранить хорошую мину при плохой игре. Она пренебрегает мнением горожан при так называемой точечной застройке. Это проявлялось уже много раз — и при обсуждении судьбы Нарымского сквера, теперь уже обреченного, и по другим объектам точечной застройки, когда в угоду большим деньгам пренебрегались всякие нормы и законы. Но стройка у врат храма и позади храма искусств не могла присниться даже в страшном сне! Монолитные безликие монстры будут подпирать наш оперный сзади, а с фасада, до самых дверей в храм, будут тянуться торговые ряды, чтобы будущий зритель и по дороге в храм искусства не терял времени даром, а покупал, покупал, покупал. Можно ли такое представить у зданий Гранд-опера в Париже, Ла Скала в Италии, Ковент-Гарден в Англии? Наконец, у Большого театра в Москве?.. Не успели мы порадоваться произведенной наконец реставрации театра, как на нас тут же обрушили неприятную новость о грандиозной возне вокруг и около театрального здания. Со страниц газеты охотно пишут об «уникальном проекте» международной строительно-промышленной ассоциации «МОССИБ», которая в необычайно короткий срок осилит обе очереди комплекса зданий на 1,5 гектара за театром, где сегодня расположено трамвайное кольцо. Здесь будут гостиница, бизнес-центр, торгово-развлекательный центр, автопарковка. А под нынешним театральным сквером разместится двухэтажный торговый центр, напрямую соединенный с выходами со станции метро, подземной автопарковкой, продовольственным супермаркетом и прочими магазинами и лотками. «Больше всего радует, — радостно сообщает одна из местных газет, — что за спиной инвестора — реальные деньги. Общая стоимость проекта — 300 млн долларов». Понятно, что москвичи по всей стране внедряются и повсюду вкладывают свои деньги: в столице их много! Но не пора ли и нам, сибирякам, иметь собственное мнение и собственную гордость и не «западать» так уж откровенно на эти тридцать серебреников (простите, триста миллионов). Народ ведь не простит даже визуального уничтожения театра — главной гордости новосибирцев. Наш театр знают повсюду, во всем мире. Не всегда же он был в таком состоянии, когда и репертуар до чрезвычайности скуден, и детей сводить не на что, и балет давно не тот, что был еще лет 15 назад! Все начинается постепенно: сначала рядом с театром возводят на Депутатской нелепую офисную громадину с крышей-шатром, метко прозванной в народе «тюбетейкой». Потом проектируют перед междугородной телефонной станцией здание высотой 90 метров. Наступление на театр идет со всех сторон. И все исподтишка, прикрываясь ссылкой на «городскую общественность». А ведь еще знаменитый зодчий Андрей Крячков, хорошо известный новосибирцам как автор, пожалуй, лучших зданий в городе, предлагал разбить за оперным парковую зону, как самое гармоничное вплетение природы в музыкальное искусство, как это принято во всем цивилизованном мире. Этот объект давно уже имеет и сакральный смысл. С ним связано столько событий и судеб, что он давно уже принадлежит истории. Строительство оперного театра шло 15 лет — с 1930 по 1945 годы, не прекращаясь даже в годы тяжелой войны. Были задействованы лучшие архитектурные силы города и страны. Вначале здесь планировался Дом науки и культуры — грандиознейшее сооружение с размахом той оптимистической эпохи времени, когда думали о воспитании гармоничного человека, которому были бы по плечу любые задачи. Потом планы изменились из-за ограниченных технических возможностей, да и время заметно подкорректировало их. Стройка велась в напряжении, в спорах и муках рождалась истина. Немало светлых голов сложили здесь головы. Обвиненные во вредительстве, они сгинули в сталинских застенках, так и не дожив до окончания строительства. В тюрьме оказались многие ведущие архитекторы и один из его авторов Т. Я. Бардт, строители, главный инженер, начальник строительства. Так что наш театр — это еще и память об этих людях, которую нельзя предать. Слишком дорогая цена была заплачена и за сам театр, и за землю, на которой он стоит, чтобы так вот, в одночасье, отдать ее московским миллионщикам! Историю надо уважать, не мы ее создаем, мы — лишь эстафета времени. Здание оперного театра — не только памятник федерального значения, но и символ города, имеющий мировое значение и известность. Благодаря своему оригинальному куполу, каких больше нет нигде в мире, своему неповторимому внешнему облику, интерьеру театр навечно вписан в историю архитектуры. А мы хотим срубить сук, на котором сами же и сидим. И еще. У нас в центре почти не осталось зеленых насаждений. Все они в разное время и с разной мотивацией безжалостно истреблены. Обречены неповторимый зеленый островок Нарымского сквера, сквер на площади Кондратюка, Михайловская роща у «Красного факела» и др. Подбираются и к скверу возле оперного. Видно, скоро зелень останется только на гербе города! Так кто же остановит сегодня градостроительную экспансию в Новосибирске? Неужели власти обойдутся без совета специалистов и, может быть, народного референдума? А московские фирмы, разумеется, не интересуются мнением горожан. Им наплевать на наши святыни. А нам — нет. Когда-то кроткий и всепрощающий Христос безжалостно расправился с торгующими в храме, опрокинув все их лотки с товаром и изгнав, как бесов, из церкви: торговля и алтарь — вещи несовместные.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент