Все как у человека

Маленькие зрители, приходящие на спектакли в областной театр кукол, наверное, думают, что это красивое здание с красочными витражами было всегда. Как и музей, где хранятся сказочные персонажи. Ах, эта наивная ребятня! Автор этих строк, как и его сверстники, которым за пятьдесят, чтобы посмотреть премьеру, ехали со всех концов города на площадь имени Станиславского, где на первом этаже одного из домов «квартировал» кукольный театр.

Кукол разных размеров и систем до лучших времен хранили в специальных ящиках. Им, горемыкам, естественно, было обидно: никто не любуется, не хвалит, тоска зеленая, да и только. Иногда героев разных сказок вынимали из ящиков и пристально разглядывали: не случилось ли чего? Потом снова укладывали в ящики. А когда театр в начале девяностых получил пристанище во вставке первого этажа жилого дома № 6 по улице Революции, кукол развесили на стены чуть ли не в каждой комнате. Правда, смотрели на них лишь сотрудники. Нынешнее здание тогда еще строилось, и все мысленно приближали долгожданное новоселье, надеясь, что в новостройке найдется место для музея. Так и случилось! ...Сюда мальчишки и девчонки вместе с родителями приходят задолго до начала спектакля. Основной поток устремляется по широкой винтовой лестнице на второй этаж, где и находится музей. — Мама, смотри, какая красивая Мальвина, — с восторгом говорит мальчуган лет четырех. — А почему этот дяденька такой страшный? — Ты что, дочка, разве не узнала, это же Бармалей... Эмоции, эмоции, эмоции... Многие из малышей, конечно же, знают, из каких сказок тряпичные персонажи. Посмотреть на них вблизи, сфотографироваться — чем не радость. Да и взрослые проходят мимо бликующих стеклянных стендов с некоторой ностальгией. Часто здесь проходят для зрителей экскурсии по музею. А вот главному художнику театра, заслуженному работнику культуры России Александру Корытному никакие экскурсии не нужны. Александр Александрович может рассказать о каждой из кукол много интересного, потому что главный художник за сорок лет работы многие из них сделал своими руками. В театре бережно хранят память о тех, кто работал здесь в разные годы, иных уже на свете нет. Каждый художник-постановщик оставил свой след. Вот их имена: Маргарита Вильям, Георгий Томилин, Сергей Иванников, Тамара Юдина и Денис Сидоров. У каждого — свой почерк, своя техника, свое видение. Порой «человечков» делали и главные режиссеры. К примеру, заслуженный деятель искусств России Геннадий Кудрявцев лепил кукол к спектаклю для взрослых «Чертова мельница». — Когда я пришел в театр, Геннадий Александрович еще работал, — говорит Корытный. — Это был талантливый режиссер. Никогда на нас не кричал, всегда спокойно выслушивал, а потом делал вывод: плохо это или хорошо. Кудрявцев был и замечательным педагогом. Его ученики — заслуженные артисты России Юрий Кондратьев и Людмила Крупницкая — до сих пор работают... Сейчас в музее более ста кукол. В разное время они блистали со сцены во многих постановках, таких как «Доктор Айболит», «Волшебная лампа Аладдина», «Гуси-лебеди», «Две царицы», «Красная Шапочка» и «Буратино». Под стеклом — куклы разных систем: тростевые, перчаточные, марионетки, штоковые. Во многих спектаклях предпочтение отдается тростевым, они — фавориты. Считается, что у актера появляется больше возможностей для игры, так как тростевые куклы пластичны, у них движутся и голова, и ноги, и руки — все как у человека. На снимках: художник- оформитель Зинаида Федораева; главный художник Александр Корытный и заведующая бутафорским цехом Надежда Волкова; такие разные куклы.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент