Путь праведника

К 120-летию со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая В журнале «Казань» заслуженный писатель Республики Мордовия Камиль Тангалычев опубликовал недавно прекрасное эссе. Вот некоторые строки: «О народе судят по его поэтам. Политика часто разъединяет земли, поэзия их всегда собирает. Поэты приходят, чтобы обозначить место родного народа в истории человечества.

И народ в ответе за поэта перед творцом. Не может быть грядущего у нации, отвергающей поэтов». И далее: «Тукая на нашей земле невозможно изучать вне Пушкина и Лермонтова, Пушкина и Лермонтова невозможно изучать вне Тукая. Это объективное условие единства изначально единой Родины». Габдулла Тукай — великий татарский народный поэт. Оставленное им творческое наследие является гордостью татарского народа, его имя навеки связано с прошлым, настоящим и будущим татарской литературы и искусства. Тукай прожил короткую, но полную творческого огня жизнь. С 1905 года, когда в печати появились его первые произведения, по 1913 год, когда жестокий туберкулез свел его в могилу, им написано десять тысяч стихотворных строк и множество публицистических статей. Его творчество без преувеличения можно назвать энциклопедией татарского общества начала XX века. Но поэта волновали не только проблемы татарского народа; он стремился понять и оценить общественные события, происходящие и в России, и во всем мире. Он был и нежным лириком, и едким сатириком, и пламенным публицистом. Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии в семье муллы Мухаметгарифа. Ему не исполнилось еще и 6 месяцев, как внезапно умер его отец. Еще через 3 года умирает его мать. Начинаются скитания мальчика по чужим людям. Через несколько лет он попадает на воспитание к крестьянину Сагди из деревни Кырлай. «В Кырлае я стал помнить себя», — писал впоследствии поэт. Именно здесь он познает будни крестьянской жизни, начинает учиться в медресе — школе, дававшей религиозно-схоластические знания. Здесь же он приобщается к сокровищам устного народного творчества, которые впоследствии лягут в основу его поэзии. Не случайно одну из своих лучших поэм — «Шурале» («Леший»), — написанную по мотивам народной сказки, он посвящает Кырлаю. Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай. Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край! Детство, прошедшее без родительского тепла, без материнской ласки, среди чужих людей, оставляет в душе будущего поэта незаживающую рану. Не потому ли в его творчестве приобретает столь сильное звучание безысходная жажда счастья и любви? Мать моя лежит в могиле, о, страдалица моя, Миру чуждому зачем ты человека родила? В обстановке относительной свободы слова, которую принесла с собой революция 1905 года, Габдулла Тукай, его друг-демократ Камиль Мутыги и их соратники начинают издавать газеты и журналы: «Фикер» («Мысль»), «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), «Уклар» («Стрелы»). Почти в каждом номере газеты или журнала печатаются его стихотворения, статьи, фельетоны, пародии, памфлеты. Уже в первых произведениях Тукая видное место занимают идеи национального освободительного движения и просветительства. Он поднимается на борьбу с религиозным фанатизмом, духовной отсталостью, требует свободы национальной культуре, языку. Прочь с пути, невежды, сгинь, давнишний гнет! Светятся надежды, новый день зовет. ......................................................... Старое забудем. В счастье и в беде Мы народу будем помогать в труде. В 1905 году Тукай поступает наборщиком в русскую прогрессивную газету «Уралец». Тесное общение с типографскими рабочими дает новый толчок политическому росту молодого поэта, обостряет социальное содержание его творчества. Мал я, но в борьбе неистов, ибо путь социалистов — Это и моя дорога, справедливая, прямая. Борьба народа за свои права — «долг святой», утверждает поэт в газете «Голос». В свете революционных идей Тукай отчетливо видит и подлинное лицо национальной буржуазии, которая «ложится спать и просыпается утром ради капитала, живет тоже ради капитала». Любовью к родине продиктовано его стихотворение «Не уйдем» (1907 г.), направленное против татарских реакционеров, которые, испугавшись событий 1905 — 1906 гг., начали кампанию за переселение татар в Турцию. Проникнутое высоким гражданским пафосом, патриотической гордостью, это стихотворение является одним из наиболее ярких произведений татарской поэзии XX века. Здесь родились мы, здесь росли, вот здесь мы встретим смертный час, Вот с этой русскою землей сама судьба связала нас. .......................................................... Ответ наш ясный и простой запомнить просим навсегда: Вам лучше в Турции? Туда пожалте сами, господа! Полный творческих планов и радужных надежд, Тукай осенью 1907 года приезжает в Казань. Чувства, нахлынувшие на него при виде памятных с детства мест, он излагает в романтически приподнятом стихотворении «Пара лошадей». Слышу я: призыв к намазу будит утреннюю рань. О Казань, ты — грусть и бодрость! Светозарная Казань! Здесь науки, здесь искусства, просвещения очаг, Здесь живет моя подруга, райский свет в ее очах. Светозарная Казань! «Казань» — «Казан» — в переводе с татарского языка — котел. В дни празднования 1000-летия Казани Камиль Тангалычев писал: «Сегодня в этом котле сама вечность варит живительный настой истины — истины нашего совместного (то есть и русских, и татар, и других национальностей) неразрывного бытия на отеческой земле. Сегодня каждому из нас Казань дает историческую возможность — отпить этой истины и существовать в истории всегда единым народом». В Казани Тукай близко сходится с татарскими демократическими писателями Гафуром Кулахметовым, Галиаскаром Камалом, Фатыхом Амирханом. Поэт активно сотрудничает в газете «Эль-ислах» («Реформа»), участвует в издании журналов «Яшен» («Молния»), «Ялт-Юлт» («Зарница»). Эти издания стали рупором передовых прогрессивных сил, символом света, противоборствующего мраку реакции. Поэт радостно приветствовал рождение в 1906 году первого татарского драматического театра-труппы «Сайяр» («Передвижник»). Он стал близким другом и советником татарских актеров, помогал в их творческом росте конструктивной и дружеской критикой. Театр и зрелище, и школа для народа, Будить сердца людей — вот в чем его природа! На путь неправедный он не дает свернуть, Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь. С восторгом и восхищением Тукай любовался игрой ведущих татарских актеров; особый трепет вызывала у него первая татарская актриса Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. Лишь вышло солнце — мир лучистый засверкал. Так Гиззатуллина: лишь вышла — счастлив зал. Им богом дан обоим равный блеск лучей: Ему — играть средь туч, играть на сцене — ей. Уже через год по приезде в Казань Тукай создает одно из наиболее ярких и хлестких своих сатирических произведений — поэму «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» (1908 г.). Базар этот — злачное место Казани, где: Все бурлит здесь утром, шум со всех концов — Сколько здесь товаров, сколь тут купцов. Эти покупают, эти — продают, Кто-то надувает, кто-то сам надут... Образ главного героя произведения — Кисекбаша — поэт наделяет целым букетом отвратительных качеств татарского ханжи и черносотенца начала XX века. Тукай пришел в татарскую литературу, освоив прежде всего наследие и традиции классической восточной поэзии (Навои, Низами, Кандалый, Акмулла...). Вместе с тем школой творчества для него была русская поэзия. Встретившись с творениями Пушкина и Лермонтова, Тукай уже не расставался с ними всю жизнь. В его отношении к великим русским поэтам ощущается особая внутренняя теплота и нежность. Пушкин, Лермонтов — два солнца — высоко вознесены, Я же свет их отражаю, наподобие луны. Или: Моя душа сходна с твоей, о Пушкин вдохновенный, Неподражаемый поэт, единый во вселенной! Тукай — тонкий лирик. Но лирика его скорее печальна и звучит как продолжение татарских народных песен. Тот же душевный строй, тот же лад. Саз мой нежный и печальный, слишком мало ты звучал, Гасну я, и ты стареешь... Как расстаться мне с тобой? Голод и холод, преследовавшие его в детстве, мрачные, сырые комнаты казанских гостиничных номеров, постоянная нужда подточили здоровье поэта. В конце февраля 1913 года Тукая увозят в Клячкинскую больницу Казани. Диагноз — последняя стадия туберкулеза. Однако и на больничной койке он отвергает покой. До последнего часа пишет стихи, фельетоны, мечтает издать сборник избранных произведений («Первое мое дело после пробуждения», 1913 г.). Но более всего поэт печалится о горькой судьбе родного народа; в последних стихотворениях все ярче проявляется образ гордого поэта, в борьбе за народное счастье не отступающего ни перед какими трудностями, не склоняющего головы перед сильными мира сего. В конце жизни поэт резюмирует: Я сворою воров гоним: был жребий мой жесток Затем, что я служить властям и богачам не мог. 15 апреля 1913 года Габдулла Тукай скончался. Провожали поэта в последний путь тысячи и тысячи людей. Газеты и журналы захлестнул поток телеграмм, в которых простые люди изливали свою горечь по поводу безвременной кончины поэта и безграничную любовь к своему верному сыну. «Искусство может улучшить только лучших людей. Никого другого не улучшили ни Пушкин, ни Тукай, ни Шишкин, ни Чайковский. Но они сделали больше: возле их творений лучшие остаются вечно узнаваемыми — и поэзия, которая спасает мир, не погибает...» Тукай и сегодня идет, борется, радуется и страдает вместе с нами.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент