Эта история началась в 2003 году, когда генеральный директор и единственный акционер ЗАО «Сибэкспресс» Михаил Леденев обратился за кредитом во Всероссийский банк развития регионов, надежный банк с государственным участием федерального уровня. В качестве залога предложил 38 грузовых автомобилей и прицепов «Вольво». Ранее эти машины были приобретены «Сибэкспрессом» в лизинг у компании «Вольво Восток», представляющей всемирно известную фирму «Вольво» в России. На момент передачи машин в залог ВБРР право собственности на транспортные средства было за «Сибэкспрессом». Будучи на пике деловой активности, «Сибэкспресс» мотивировал необходимость крупного займа дальнейшим расширением бизнеса. Залоговую стоимость машин эксперты оценили в 59,9 миллиона рублей, под них ВБРР ссудил компании 50 миллионов рублей сроком на один год. По итогам комплексной проверки ВБРР и его активов Центральным банком Российской Федерации выданный «Сибэкспрессу» кредит был отнесен к высшей категории надежности. По условиям договора в случае невозвращения кредита право собственности на заложенные транспортные средства переходило к банку. До этих пор ситуация была предельно понятна и прозрачна. То, что случилось потом, и положило начало череде судебных разбирательств, в центре которых оказалось доныне крупнейшее транспортное предприятие. А именно: «Сибэкспресс» смог получить еще в общей сложности 210 миллионов рублей в Сбербанке (центральное отделение в Новосибирске), в новосибирских филиалах «Промстройбанка», «Транскредитбанка», «Автобанк-Никойла», «Промсвязьбанка». Проблема только в том, что в качестве обеспечения по этим кредитам «Сибэкспресс» передал в залог все тот же автопарк, ранее уже заложенный ВБРР. Сделано это было без предварительного письменного разрешения банка, в нарушение договора между банком и «Сибэкспрессом». А дальше... Дальше в августе 2004 года прокуратурой г. Новосибирска в отношении Леденева М. П. было возбуждено уголовное дело по факту незаконного получения кредитов коммерческих банков. В это же время начинается процедура банкротства на «Сибэкспрессе». На транспортниках висело 350 миллионов рублей долга, и надежды на восстановление платежеспособности компании таяли, как дым из выхлопной трубы. В феврале 2005 года ряд кредиторов «Сибэкспресса» принял решение ходатайствовать о признании «Сибэкспресса» банкротом и направил документы в арбитражный суд. Последний принял соответствующее решение и назначил конкурсного, а затем и внешнего управляющего. Вопрос о том, какое имущество осталось у «Сибэкспресса», вызвал новую волну разбирательств между банками-кредиторами, «Сибэкспрессом» и компанией «Вольво Восток»», с которой, как выяснилось, «Сибэкспресс» за приобретенные грузовики до конца не рассчитался. За всеми этими судебными баталиями остались незамеченными те люди, которые и заставляют груду штампованного железа приносить пользу. В «Сибэкспрессе» в силу тяжелого финансового положения перестали платить зарплату водителям-дальнобойщикам. В результате часть машин оказалась разукомплектованной. И это осталось бы только проблемой банка, который доказал свои права на машины и неоднократно через местную прессу информировал об этом. Но руководство транспортной компании сдало грузовики в аренду все тем же самым дальнобойщикам. Последние, с точки зрения закона, превратились в «недобросовестных эксплуатантов», которые, сами того не осознавая, извлекали выгоду из чужого имущества. Окончательную точку в нескончаемой череде казуистических судебных процессов 21 февраля 2006 года поставил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, который безоговорочно признал права ВБРР на бывшие автомобили «Сибэкспресса». Кредитная история завершилась, людская, однако, продолжается. Большинство машин до сих пор находится в пользовании у незадачливых арендаторов. Правовых позиций у этих водителей нет никаких, и грузовики у них могут забрать в любой момент. Но учитывая, что для многих дальнобойщиков и их семей эксплуатация машин может быть единственным источником средств к существованию, ВБРР предпочитает договориться с ними, не обращаясь к судебным приставам. По словам начальника юридического департамента ВБРР Вадима Богдана, «банк готов выслушать и услышать нынешних эксплуатантов своих машин». Более того, как отметил он, «ВБРР может предложить им долгосрочную аренду с правом выкупа, либо продажу с рассрочкой, либо другие взаимовыгодные варианты». Банк готов идти навстречу людям и учесть затраты дальнобойщиков, эксплуатировавших машины и вложивших свои деньги в ремонт, замену запчастей (не забываем о том, что некоторые машины им достались разворованными). Перепродавать эти грузовики банк ни в коем случае не рекомендует — такие действия будут означать, что как продавцы, так и покупатели станут на скользкий путь. Надеемся, что у этой истории будет свой законный конец, который принесет спокойствие честным людям. Как после длинной дороги.
Берегись автомобиля?
Всероссийский банк развития регионов выиграл судебный иск против некогда крупнейшей новосибирской транспортной компании «Сибэкспресс». За непогашенный кредит в собственность банка перешел парк грузовиков «Вольво». Банк предлагает всем водителям-дальнобойщикам, зарабатывающим на жизнь именно на этих машинах, договориться о новых условиях эксплуатации. В банке готовы услышать каждого.