Сухой паек надоедал быстро

Маргарита Давыдова могла бы, как и папа, Вениамин Яковлевич, стать топографом. И предпосылки для этого были. Родители в годы Великой Отечественной войны и позже ездили в экспедиции, в основном в Хакасию, Горную Шорию и на Алтай. Мама не хотела долгой разлуки, поэтому делила с мужем все «прелести» кочевой жизни. Ну а куда же девать единственное чадо?! Конечно же, брали с собой с четырех лет.

Ольга Евгеньевна помогала по хозяйству, готовила обеды для рабочих-подростков, обшивала их, поддерживала словом. Как известно, в экспедициях топографы в поле весь световой день. Возвращаются, как говорится, без задних ног. Сухой паек надоедал быстро. Потому покупали корову, кур. Естественно, что было парное молоко, яйца и курятина... О детской поре Маргарита Давыдова вспоминает, как о празднике. С этой приветливой и скромной женщиной мы не раз встречались в государственном краеведческом музее. Знал, что Маргарита Вениаминовна — мастер на все руки, она хорошо знакома любителям декоративно-прикладного творчества. А недавно в стенах музея открылась выставка «Мир изделий Маргариты Давыдовой». На этот раз земляки увидели работы из кожи: панно, украшения, одежду, выполненную в авторской технике по собственным эскизам. Когда разошлись первые посетители, мы продолжили разговор. — В экспедициях, как губка, напитывалась впечатлениями. Бескрайняя степь, голубые горы, а воздух какой был! И горные реки и перекаты видела, — говорит Давыдова. — Впрочем, не только любовалась красотами. С семи лет «заведовала» экспедиционными лошадьми. Ухаживала за животными, отводила их на пастбища, пригоняла на водопой... — И все-таки вы не стали топографом... — Верно! Видимо, захотелось передать на холсте или листе ватмана окружающий мир людям — пусть посмотрят, порадуются. Не у всех же есть возможность отправиться в далекое путешествие. На выбор профессии архитектора повлияло и то, что родилась я в Омске, основанном в 1716 году. Там была особая аура. Жили мы в самом центре — Дворянское собрание, музей имени Врубеля, соборы. Все было пропитано стариной... Рита, как и многие сверстники, в школе рисовала сначала акварелью, позже — маслом. Учитель рисования разглядела в девчонке талант, посоветовала: «Поступай в художественное училище». Но родители были иного мнения: «Лучше пусть будет толковым инженером, чем плохим художником». После школы Маргарита поступила на архитектурный факультет Сибстрина. Наука давалась легко, увлеченно изучала рисунок, акварель, скульптуру. — В 1963 году, получив диплом, поступила на работу в зональный институт, в отдел жилища. В то время мы проводили серьезное обследование, выявляли определенные типы наиболее встречающихся семей, чтобы в будущем строить для них квартиры, где количество комнат должно быть по принципу: число членов семьи плюс комната, — рассказывает Давыдова. — То есть если в семье три человека, то комнат должно быть не менее четырех. В начале шестидесятых многим это казалось несбыточной мечтой. В основном были одно- и двухкомнатные квартиры и очень мало — трехкомнатных. На основании наших исследований разработаны предложения для Госстроя — формировать жилой фонд с учетом демографического состава конкретного населенного пункта. Я разработала методику расчета в развитие динамики семьи: сколько она может прожить в комфортных условиях, не меняя квартиру. Рада, что мои обоснования пригодились для поселка Краснообска. Еще один памятный момент — проектирование генеральной схемы Академгородка. Мы настояли на застройке микрорайона «Щ», это было маленькой победой. Но, пожалуй, главным достижением в своей жизни считаю индивидуальный проект жилья повышенной комфортности на улице Золотодолинской в Академгородке, где были четырех-пятикомнатные квартиры. Рада, что реализовала себя как архитектор. — Раньше мы смотрели на серые кирпичные пятиэтажки и считали, что иначе и быть не может. А сейчас город преобразился. Как вы относитесь к переменам? — К сожалению, новостройки не всегда вписываются в ансамбль Новосибирска. Сам по себе новый дом, может быть, смотрится привлекательно. Но в соседстве с более «старыми» он — чужак. Не секрет, что точечная застройка разрушает структуру, не создавая новую. Правда, в последнее время начали вести разговоры о новом генплане, о комплексной застройке. Справедливости ради скажу, что у нас есть и положительные примеры. Мне понравилась застройка на улице Громова, около парка аттракционов (Затулинка). А центр еще долго и кропотливо нужно причесывать, приводить в порядок. Раньше какая-то цельность была, сейчас — полный разброд. Жалко, когда сносят деревянные дома — памятники архитектуры. Понимаю, что этот процесс неизбежный. Выход из положения — музей под открытым небом. — Говорят, что вы изготовляли мягкую игрушку... — И это было. Я попала на фабрику «Пионер» в тот момент, когда началась кампания за безотходное производство. Мне, начальнику экспериментальной лаборатории, однажды выдали обрезки и сказали: «Сделайте из них игрушки». И я сделала. — Когда стали работать с кожей? — Лет пятнадцать назад... До этого перепробовала и керамику, и резьбу по дереву, и резьбу по кости. Одно время работала художником в бюро эстетики Новосибирского приборостроительного завода. Коллеги меня научили многому. Но по семейным обстоятельствам я была вынуждена уйти с работы. А дома заниматься керамикой или еще чем-то серьезным было невозможно. Постепенно пришла к выводу, что кожа — наиболее пластичный и выразительный, а главное — теплый материал. Начинала с украшений, с мелкой бижутерии. Охотно шью жилеты из кожи. Напомню, что жилет — элемент женской одежды, который к любому, самому простому платью можно каждый раз подавать по-новому. На снимках: Маргарита Давыдова и её работы.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент