Продукт от духовного голода

Для большинства людей привычное и само собой разумеющееся — понятия одинаковые. Например: всеобщая грамотность и умение читать; любовь к книгам и их наличие и выбор. И хотя последние годы убедительно продемонстрировали нам, что эти, как и многие другие привычные и хорошие вещи, отнюдь не сами по себе появляются и существуют на белом свете, являясь продуктом большого труда и вложения денег — подобная иллюзия по отношению к чтению книг — сохраняется у многих.

Самая крупная компания России на рынке книготорговли сегодня — это новосибирская «Топ-книга». Начавшая с оптовой торговли на Чкаловской книжной ярмарке, сегодня она имеет 285 магазинов в 110 городах России. На чем останавливаться не собирается. За следующие три года «Топ-книга» планирует открыть еще 200 магазинов в самых разных уголках нашей необъятной Родины. Представление об этой организации могут дать две такие цифры. Средняя ежедневная поставка книг из базового складского комплекса составляет два железнодорожных вагона, а количество наименований книг на 12% превосходит ассортимент всей книжной отрасли России за 2004 год. Именно поэтому разговор между журналистами и руководством «Топ-книги», который состоялся недавно, оказался очень интересен. Как сказал на встрече с журналистами генеральный директор и совладелец «Топ-книги» Георгий Лямин: — Можно сказать, что сегодня существуют три разных России. Одна находится внутри МКАД (московская кольцевая автодорога), другая располагается в крупных городах, третья Россия живет в маленьких районных поселках и селах. И про эти 35 миллионов человек, работающих в сельской местности, забывать нельзя. В этом году в Чулыме, Маслянино, Черепановском и Ордынском районах отрабатывается пилотный проект магазинов «Пиши-Читай», на основе которых мы попытаемся сформировать сеть экономичных магазинов. Потому что работать себе в убыток мы позволить не можем. Ну, на самом деле, если аренда помещений для торговли книг стоит столько же, сколько для торговли водкой, то, наверное, ясно, кто окажется в более выгодном положении, получая большую прибыль. (Кстати, компания «Топ-книга» три года назад смогла завоевать книжный московский рынок благодаря особым муниципальным ценам на аренду помещений для торговли книгами, которых в Новосибирской области нет.) Для изменения ситуации, для того чтобы торговать «культурными продуктами» стало выгодно, нужны государственные решения. И повод для их принятия есть. Последние социологические опросы ясно показывают, что интерес к чтению в России снижается. А бизнес в штучном выражении либо стабилен, либо тоже понемногу идет вниз. Как и во всем мире, это ведет к обязательному повышению цен. Как в Германии: потребление книг в ней снижается на 1 — 2% в год, при этом ежегодно же подрастают цены. Цена книги в России сегодня около трех с половиной долларов, то есть примерно 100 рублей. В странах Восточной Европы — от 6 до 9 долларов. На Западе это уже от 12 до 15 евро. Причем цены на книгу не зависят от уровня доходов населения страны. В Румынии, где уровень доходов очень низкий, цены такие же, как в Польше и Чехословакии. Средняя цена — шесть с половиной долларов. Проблема российского рынка еще и в том, что, хотя ассортимент его соизмерим с западным и книжным рынком США, он плохо снабжает покупателя. Простой пример, который привел на встрече с журналистами Михаил Трифонов, заместитель генерального директора, занимающийся ассортиментом всей продаваемой в «Топ-книге» продукции и одновременно совладелец: — В среднем в России ежегодно издается около 100 тысяч новых книг. На складах «Топ-книги» хранится примерно столько же. Покупатель помнит книги, изданные несколько лет назад. Его память уходит лет на пять назад. И, соответственно, он помнит полмиллиона наименований, а мы, крупнейшая книготорговая организация, в состоянии представить лишь 100 тысяч. На Западе при том же количестве наименований (Германия печатает 80 тысяч наименований в год) крупные оптовые компании имеют на складах 300 — 400 тысяч наименований книг. У них есть возможность предложить покупателю книги, изданные 4 — 5 лет назад с вероятностью 80%. Поэтому покупатель, имея цену в пять раз выше, чем в России, имеет большее удовлетворение от приобретения книг. Конечно же, здесь опять дело в потребителе. Если он готов заплатить один доллар за банку пива или 3 доллара за 3 часа в кино, то заплатить 5 долларов за книжку он не готов психологически. Здесь встает вопрос о том, что важнее российскому покупателю: провести 9 часов дома за книгой или сходить в кино. Это вроде бы вопрос личного выбора. Но еще и выбор обществом направления своего развития. Безусловно, книжный вопрос — это, как и многие другие, — вопрос моды. К слову, как бы ни был моден интернет, он книготорговле не угрожает. Даже в США продажи книг через интернет занимают лишь 10% от всех остальных продаж через интернет. В Германии это 5%. В России — меньше двух. И нет повода сомневаться, что эти цифры в ближайшие годы изменятся. Точно так же, как нет сомнений в том, что книга была, есть и останется огромной ценностью. Вопрос в том, насколько большой. Чем меньше будут книги читать и покупать, тем дороже они будут стоить. Как в буквальном смысле, так и в смысле стоимости «потерянных» для общества поколений. Между прочим, на вопрос руководителям и совладельцам фирмы «Топ-книга» Георгию Лямину и Михаилу Трифонову: «Почему в 90-е годы они выбрали книготорговлю?» они ответили так: — Потому что знали книги, потому что любили книги... Учитывая, что годовой оборот компании «Топ-книга» составляет 4 миллиарда рублей (150 миллионов долларов), а через 3 года в компании планируют, что он вырастет в три раза, чтение книг — занятие весьма прибыльное. А уж насколько приятное... На снимках: Георгий Лямин; золотые книжные россыпи.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент