Слепые новосибирцы жалуются на равнодушие

На днях новосибирские общественники проверили, насколько быстро человек в инвалидной коляске может доехать от точки А до точки Б. Выводы эксперимента оказались не совсем утешительны. Программа «Доступная среда» в Новосибирской области реализуется, автобуса, оборудованного для транспортировки инвалида-колясочника, дождаться вполне реально.

Инвалиды по зрению в регионе могут без проблем летать на самолетах, ездить в поездах, но нередко жалуются на плохие тротуары и равнодушие здоровых людей

На днях новосибирские общественники проверили, насколько быстро человек в инвалидной коляске может доехать от точки А до точки Б. Выводы эксперимента оказались не совсем утешительны. Программа «Доступная среда» в Новосибирской области реализуется, автобуса, оборудованного для транспортировки инвалида-колясочника, дождаться вполне реально. Но водители не всегда желают связываться с маломобильными гражданами и часто проезжают мимо.

В подобных ситуациях порой оказываются не только те, кто не может ходить самостоятельно, но и глухие и слепые пассажиры. Последним, пожалуй, ориентироваться в пространстве мегаполиса бывает сложнее всего, потому что они лишены способности видеть, и о том, что их игнорируют, могут только догадываться.

Тротуары — это хождение по мукамГалина Рухлядева, председатель Новосибирской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество слепых», знает о проблемах доступности транспорта, о том, каково инвалидам по зрению передвигаться по дорогам столицы Сибири, без всяких экспериментов. Женщина рассказала нам, какие преграды и препятствия можно встретить в Новосибирске, если ты почти ничего или совсем не видишь.

— Я потеряла зрение еще ребенком, — говорит Галина Николаевна. — Так что опыт ориентирования на местности вслепую у меня приличный. Что могу сказать? Многое делается для инвалидов по зрению как в Новосибирске, так и в области, но проблемы есть. Живу на улице Станиславского. Когда иду на работу, пересекаю несколько улиц. Сама дорога, тротуары — это уже хождение по мукам. Запнуться таким, как я, ногу сломать летом, а уж зимой тем более, — это запросто. Мне не раз приходилось серьезно падать, и сотрясения у меня были, и травмы. На остановке «Ул. Римского-Корсакова» как-то упала во весь рост на спину. До сих пор помню.

Инвалидов по зрению, которые не видят совсем ничего, узнать легко: они ходят со специальными палочками. Фото Аркадия УВАРОВА

 

Подняться, встать в таких случаях люди, конечно, помогают, продолжает наша собеседница, но не всегда.

— Отношение к инвалидам разное, — говорит Галина Николаевна. — Иногда бывает, наступит незрячий человек кому-нибудь на ногу, так такого наслушается. И что дома надо сидеть, и что нечего вообще выходить на улицу.

Не видно, да и не слышно тожеЕще одна проблема — звуковые приставки, которые устанавливаются к светофорам, рассказывает Галина Николаевна.

— На мой взгляд, они несколько слабоваты, не рассчитаны на наш город, на крупные магистрали. Звук часто теряется в гуле машин. Люди думают, что если человек слеп, то он слышит все за версту. К сожалению, не всегда. Если на нем еще и шапка, то тем более.

Слепому человеку в мегаполисе сложно не только перейти дорогу и дойти до остановки, сетует Галина Рухлядева, но и сесть в нужный автобус или трамвай.  

— Подъезжают автобусы, люди начинают к ним идти, — рассказывает наша собеседница. — Пока я успею спросить, какой номер пришел, он часто успевает уехать. Было бы очень кстати, если б информация как-то озвучивалась.Увидеть нереально, а вот услышать — да.

Сесть слепому пассажиру в нужный автобус — еще только полдела. Остановки объявляют далеко не всегда.

— В трамваях особенно, — говорит Галина Николаевна. — Сидишь, считаешь остановки, но если трамвай на какой-то не остановился, то и ты выходишь не там, где тебе надо.

Редкий таксист проводитВполне комфортны для инвалидов по зрению, считает Галина Рухлядева, авиационный и железнодорожный транспорт. Звонишь на вокзал или в аэропорт, и тебя встречают. Здесь нет никаких проблем. Такая же ситуация и в метрополитене.

— Не было бы счастья, да несчастье помогло, — говорит Галина Николаевна. — Пару лет назад один из наших инвалидов упал в метро и получил травму, потом даже судился. Поэтому сейчас все отлажено. Заходит слепой человек, его провожают, спрашивают, до какой ехать станции, там его уже ждут.

Пользуются инвалиды по зрению и услугами такси, но и тут бывает не все идеально. Вызовут машину, им звонят, сообщают, что подъехала. А какая именно? Выходять и чуть ли не на ощупь ищут.  Редкий водитель подойдет и проводит до нужного автомобиля.

«Как быстро человек привыкает к состоянию, когда он ничего не видит?» — спрашиваем собеседницу в завершение нашей беседы.

— Человеку, который потерял зрение во взрослом возрасте, — говорит Галина Рухлядева, — сложно приспосабливаться к окружающей среде, ему, по сути, надо учиться жить заново. Он знает, как выглядят небо, трава, но перед собой видит только темноту. Вы попробуйте завязать глаза и пожить так хотя бы день, вам мир совсем другим покажется. Это все непросто, надо научиться себя обслуживать, стирать, гладить, готовить еду, держать в руках кипящий чайник и наливать чай, чтоб не обжечься. Но могу сказать, что даже при всех этих сложностях не все инвалиды по зрению чувствуют себя несчастными. Есть люди совершенно адекватные, которые реализуют себя в профессии, общественной жизни. У них нормальные семьи и дети.

ПРЯМАЯ РЕЧЬСергей ПЫХТИН, министр социального развития Новосибирской области:— С 2012 года в регионе ведется работа по формированию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. За счет областного бюджета обустроено более 500 приоритетных объектов и 13 тактильных пешеходных переходов, автобусы оборудованы специальными устройствами для объявления остановок.Игорь ГАЛЛ-САВАЛЬСКИЙ, руководитель Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов:— Прошедший мониторинг доступности городской среды для маломобильных граждан в первый же день показал, что обеспечение транспортом для перемещения инвалидов — вопрос не финансовый, а сугубо человеческий. Пандусами оборудовано достаточное количество единиц транспорта, и водители автобусов перед выходом в рейс должны быть проинструктированы, как работать с маломобильными гражданами. А этого, как мы увидели, не происходит. Не желая возиться с инвалидами, водители просто их игнорируют и предпочитают ретироваться.

 

СПРАВКАМероприятия по формированию доступной для инвалидов среды реализуются министерством социального развития в рамках специальной программы «Доступная среда». С 2012 года в ее рамках улично-дорожная сеть в Новосибирске и районных центрах обустраивается тактильными пешеходными переходами, устанавливаются светофорные объекты со звуковым сопровождением разрешающего сигнала для инвалидов с нарушением зрения. Возле административных и общественных зданий, торговых центров, продовольственных рынков оборудуются места парковки для специальных автотранспортных средств инвалидов.

ЦИФРАВ Новосибирской области более 130 общественных организаций инвалидов, которые активно принимают участие в обсуждении законодательных актов, общественно-значимых мероприятиях и акциях. Благодаря им сложился положительный опыт проведения инклюзивных мероприятий, в которых заложен принцип «равных возможностей».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент