Новые технологии «помогают» нелегальным таксистам уходить от уплаты налогов
Налоговая инспекция заявила, что не имеет доступа к данным по заказам услуг такси, оформленным агрегаторами через Интернет. Кроме того, эта область деятельности могла бы заинтересовать следственные органы.
Эх, довезу!Воспользоваться мобильным приложением по вызову такси чрезвычайно удобно. Вводишь начальную и конечную точки маршрута — стоимость поездки подсчитывается автоматически. Номер авто, время, через которое оно прибудет к подъезду, приходят на мобильник через пару секунд. Правда предугадать, кто окажется за баранкой, невозможно. Это может быть и работник официально зарегистрированного такси, и частник. В принципе возможность отказаться от поездки есть. Если не нравится машина и вызывают подозрения физиономия или профессионализм водителя, о расчете с получением чека речи, конечно, не идет.
Если требуется подтверждающий оплату проезда финансовый документ, обращаться придется исключительно к официальному такси, а не в виртуальную службу заказа. Но большинству пассажиров чеки не нужны. Поэтому факт получения денег за оказание таксомоторных услуг, заказанных посредством мобильного приложения, для надзорных и контролирующих органов тайна за семью печатями. Нет доступа ни ко времени и дате заказов, ни к стоимости услуг, ни к идентификационным данным водителей-перевозчиков и так далее. При этом все большее количество служб заказа такси применяют электронные программные комплексы.
— Анализ информации, имеющейся в распоряжении налоговых органов, позволяет утверждать, что в настоящее время широкое распространение получила деятельность нелегального частного извоза, организаторами которого выступают «службы заказа такси» — организации, оказывающие диспетчерские услуги водителям, — говорит заместитель руководителя УФНС России по Новосибирской области Андрей Снегирев.
Имя им — легионСколько же на самом деле занято в этом секторе и какое количество предпринимателей работает законно, зарегистрировавшись в качестве налогоплательщиков?
Первым имя — легион. По словам Андрея Снегирева, привлекая водителей, диспетчерские фирмы и службы заказа, как правило, не проверяют у них наличие разрешений. «Как следствие, большое количество перевозчиков — физических лиц не имеют статуса индивидуального предпринимателя», — считает наш собеседник.
Использование специализированных интернет-приложений, так называемых агрегаторов, делает эту сферу деятельности практически непроницаемой для надзора.
— По нашему мнению, выявление таких организаций со сбором информации об их деятельности возможно путем проведения правоохранительными органами в рамках своей компетенции соответствующих оперативных мероприятий, — говорит Андрей Снегирев. — Полученные сведения должны передаваться заинтересованным контролирующим органам, в том числе налоговым.
В налоговой службе уверены, что необходима регламентация деятельности фирм-посредников, диспетчерских служб, принимающих и продающих заявки физическим лицам-перевозчикам, аналогично требованиям к управляющим компаниям розничных рынков, предусмотренным Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
— Должно быть регламентировано заключение договоров только с зарегистрированными в установленном порядке индивидуальными предпринимателями, имеющими разрешение на осуществление перевозок в такси, и установлена обязательность предоставления налоговым органам сведений о заключенных с перевозчиками договорах, — заявляют новосибирские налоговики.
Нелишние деньгиЧто касается «легалов», то «Советская Сибирь» ранее писала, что, по данным некоммерческого партнерства «Таксомоторные перевозчики Сибири», в регионе выданы порядка 11 тысяч разрешений на оказание услуг по перевозке пассажиров легковым транспортом. Налоговики говорят, что в реестре новосибирского минтранса значится около 10 тысяч выданных разрешений — на каждое транспортное средство выдается отдельный документ. Указанные разрешения получили 120 юридических лиц и 2 300 индивидуальных предпринимателей.
— Количество разрешений, выданных на одну организацию, варьируется от 1 до 782 единиц, — поясняет Андрей Снегирев. — При этом необходимо отметить, что большое количество разрешений сдано перевозчиками в орган выдачи в связи с прекращением использования транспортных средств в режиме такси.В налоговой службе сообщили, что по состоянию на 1 июля 2015 года в региональных разделах баз данных единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП) содержатся сведения о 4 726 юридических лицах и о 3 509 индивидуальных предпринимателях, заявивших в качестве основного или дополнительного вида деятельности пассажирские перевозки или деятельность такси.
За январь — апрель текущего года налоговые поступления от таксомоторных перевозчиков составили 6 миллионов 780 тысяч рублей. Для сравнения: общий объем налогов и сборов, поступивших в консолидированный бюджет РФ на территории Новосибирской области за тот же период, составил 48 миллиардов 587 миллионов рублей, в том числе в бюджет региона — 33,6 миллиарда.
Казалось бы, вклад таксистов скромен. Но, как говорится, курочка по зернышку клюет. Деньги эти для бюджета далеко не лишние. Скажем, годовые расходы города Новосибирска по статье «Охрана окружающей среды» — таксисты областного центра вносят свою лепту в отравление атмосферы, вод и почв — составляют в этом году 5,5 миллиона рублей.