Тарифные притчи: попытка прочтения и расшифровки

Участники первого заседания Общественного совета при департаменте по тарифам Новосибирской области назвали его историческим событием
Общественники смогут контролировать формирование цен на коммунальные услуги Участники первого заседания Общественного совета при департаменте по тарифам Новосибирской области назвали его историческим событием: теперь информация по ценообразованию станет более открытой и понятной жителям региона. Напомним, главная задача совета — наладить взаимодействие власти с населением, общественными организациями и предпринимателями. Его работа будет построена таким образом, чтобы обеспечить доступность регулируемых товаров и услуг, соблюдая при этом баланс интересов потребителей и поставщиков. Своевременное начинание — Мы ожидаем, что теперь тарифы будут устанавливаться не в одностороннем порядке, что мы начнем их анализировать и обсуждать, — заявил директор ООО «Строймонтаж», председатель комиссии по вопросам местного самоуправления, ЖКХ и градостроительству Общественной палаты Новосибирской области Владимир Ермола. — Накопилось множество вопросов по теплоснабжению и водоснабжению, в том числе к управляющим компаниям. Есть постановления правительства, рекомендующие, каким должно быть качество предоставления услуг, однако рекомендации соблюдаются не в полной мере. Одна из проблем связана с отсутствием циркуляции — расход горячей воды фиксируется приборами учета, однако качество услуги не обеспечивается. Как откорректировать тарифы на время отсутствия циркуляции? Мы вынесем этот вопрос на обсуждение и рассмотрим совместно с поставщиками энергоресурсов. Гарей Асмодьяров, временно исполняющий обязанности руководителя департамента по тарифам Новосибирской области — председатель совета, отметил, что совещательный орган будет проводить общественную экспертизу устанавливаемых тарифов. Формат работы совета позволит выработать подходы к государственному регулированию цен и тарифов в полном их спектре. — Нам предстоит найти решение многих комплексных вопросов. К примеру, рассмотреть двухкомпонентный тариф на горячую воду, ставший притчей во языцех, или социальную норму потребления электроэнергии, введение которой хоть и отодвинуто по срокам, но не отменено, — пояснил Гарей Асмодьяров. Еще одно направление деятельности новой структуры — анализ инвестиционных и производственных программ ресурсоснабжающих организаций на предмет обоснованности, целесообразности, адекватности и доступности для потребителя. Прислушается ли департамент к мнению общественников, если при рассмотрении той или иной инвестпрограммы совет не одобрит включение расходов в тариф? Гарей Асмодьяров подчеркнул, что процедура принятия тарифных решений регламентирована федеральным законодательством и решения совещательного органа будут носить рекомендательный характер. Тем не менее задача департамента — в максимальной степени учитывать интересы общественности, которая будет выражать свою точку зрения через членов совета. О недогревах, переплатах и других недоразумениях Один из наболевших нюансов, волнующих новосибирцев, озвучил Олег Сметанин — директор по социальному и инвестиционному развитию Новосибирской службы спасения «СПАС 001», депутат Законодательного собрания Новосибирской области. Он поинтересовался, почему во многих домах температура горячей воды не соответствует нормативным требованиям. — По нормативу температура воды должна достигать шестидесяти градусов, и мы, собственники, за это платим. Но в многоквартирном доме, где я живу, она чаще всего не выше сорока градусов. В других городах известны случаи, когда люди заболевали из-за бактерий, развивающихся в воде, температура которой менее шестидесяти градусов. Почему происходят нарушения? Это очень важный вопрос. Размышляя о степени ответственности поставщиков, Гарей Асмодьяров отметил: по законодательству, финансовая дельта, образовавшаяся из-за несоответствия температуры горячей воды нормативам, должна изыматься в ходе перерасчетов. Иными словами, если права потребителей нарушены, составляется акт, и поставщик некачественной услуги несет ответственность по закону. Как же исправить ситуацию, если системы циркуляции во многих домах нет и горячее водоснабжение осуществляется по тупиковой схеме? Участники обсуждения признали, что это потребует больших затрат и решить проблему можно только совместными усилиями, учитывая интересы всех сторон. Десятки «почему» и тысячестраничные фолианты Процесс формирования тарифов должен стать более открытым, понятным для людей — с этим посылом никто из участников заседания не спорил. Впрочем, представители департамента предупредили членов Общественного совета, что, если они захотят глубоко проанализировать ситуацию, им придется иметь дело с гигантскими объемами материалов, предоставленных для утверждения тарифов различными организациями, к примеру ОАО «СИБЭКО». Чтоб общественники это осознали, на одном из столов были размещены увесистые папки-фолианты — тарифные дела, занимающие тысячи страниц. Однако перспектива «глубокого погружения» в море бумаг присутствующих не испугала. Вадим Агеенко, директор по развитию ООО «Техноком», депутат Законодательного собрания Новосибирской области, заверил, что в мегаполисе найдется много экспертов, которые полистают эти папки, прочитают и поймут. Кроме того, говоря о размерах тарифов, депутат напомнил, что следует вернуться к перекрестному субсидированию. — Государство не должно уходить из системы тарифообразования, — поделился мыслями Вадим Агеенко. — Нужно выделять деньги на модернизацию системы ЖКХ и компенсировать тарифы. Во всех нормативных документах написано, что тарифы должны быть социально обоснованными. Сколько население нашей области может заплатить за жилищно-коммунальные услуги? В регионах, где добывают нефть или алмазы, средняя заработная плата может достигать пятидесяти тысяч рублей, но у нашей области своя специфика, ее необходимо учитывать. В то же время участники дебатов напомнили, что областная казна пополняется именно за счет налогоплательщиков, которые оплачивают ЖКУ. Следовательно, возможности бюджета нельзя не учитывать — опять же в интересах граждан… Подытоживая дискуссию, Общественный совет принял решение рассмотреть детально на ближайших заседаниях инвестиционные программы и обоснования тарифных заявок ряда крупных поставщиков коммунальных ресурсов, в частности МУП «Горводоканал» и ОАО «СИБЭКО».
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент