Подземка готова к переменам

Чтобы метро в мегаполисах развивалось в ритме роста новых микрорайонов, необходима финансовая поддержка федерального бюджета. Этот факт озвучили руководители четырех крупнейших метрополитенов России.
Новосибирский метрополитен перевозит 300 тысяч пассажиров в сутки Чтобы метро в мегаполисах развивалось в ритме роста новых микрорайонов, необходима финансовая поддержка федерального бюджета. Этот факт озвучили руководители четырех крупнейших метрополитенов России, которые в формате телемоста Новосибирск — Москва — Санкт-Петербург — Казань вели дискуссию о планах и перспективах развития городских подземок. По данным исследований, проведенных под эгидой ООН, одной из главных тенденций XXI века является урбанизация — стремительный рост городов. Ученые утверждают, что к 2030 году в мегаполисах будут проживать более 60 процентов населения Земли. В России эта тенденция проявляется не менее стремительно. Так, недавно Красноярск стал четырнадцатым городом-миллионником. Как известно, основой общественного транспорта в мегаполисах является метрополитен. Еще в советские времена действовал принцип: как только население города преодолевало отметку один миллион человек, в нем разрешали строить метро. Российские метрополитены, конечно, нельзя сравнивать по принципу «больше» или «лучше». Они разные по протяженности, объему перевозок, технической оснащенности. Однако объединяет их одно: метро — самый скоростной вид транспорта, позволяющий быстро, комфортно и безопасно доставлять пассажиров из пункта А в пункт Б. Метро мороза не боится Третья по величине подземка в стране — Новосибирский метрополитен — через два года отметит 30-летие. По словам начальника метрополитена Владимира Кошкина, деятельность сибирского метро нацелена на достижение финансовой самостоятельности, безубыточности в работе и безопасности перевозки пассажиров. Одной из проблем ее работы является изношенность подвижного состава. Для решения этой задачи метрополитеном был освоен капитальный ремонт вагонов, когда наряду с заменой электрооборудования меняются интерьеры и система освещения. После реконструкции вагоны становятся более комфортными и выглядят современными. К сожалению, из-за нехватки финансовых средств в течение года подземка может приобрести только один новый состав. Главное требование пассажиров — ритмичность и бесперебойность движения поездов. Этот график выдерживается жестко. Интервал движения поездов в часы пик — чуть более одной минуты. Новосибирский метрополитен находится в климатической зоне, где периоды низких температур достаточно продолжительны. В это время объемы перевозок пассажиров в метро возрастают на 25 процентов. Сибирскому метро сибирские морозы нипочем. Конечно, такому мегаполису, как Новосибирск, катастрофически не хватает новых станций. Последняя, тринадцатая по счету, станция «Золотая нива» была введена в эксплуатацию два года назад. Строительство метро — дорогое удовольствие, городскому бюджету в одиночку с этим не справиться. Но надежда на поддержку федерального бюджета все-таки есть. Вагоны с Wi-Fi Как обстоят дела по развитию самого скоростного вида транспорта в других крупных городах? Например, в одной из самых больших подземок в мире — Московском метрополитене — острейшей проблемой является перегруженность линий, которые в большинстве своем исчерпали провозную способность и работают в крайне напряженном режиме. По словам начальника Московского метрополитена Ивана Беседина, для решения этой злободневной задачи столичные власти приняли программу развития метрополитена. В ближайшее время в подземке построят новые линии, создадут современные пересадочные пункты. Ежедневно в столичном метро курсируют 10,5 тысячи вагонов. Особое внимание в программе уделено технической модернизации подвижного состава. Недавно был заключен контракт на поставку 832 вагонов на ближайшие три года, которые будут курсировать по Серпуховской линии столичной подземки. В перспективе планируется заменить до полутора тысяч старых вагонов. В прошлом году специалисты Московского метрополитена активно занялись разработкой нового тарифного «меню». Ориентация на «длинные» билеты позволила сократить количество продаж билетов в кассах на 30 процентов, то есть очереди у касс метро уменьшились на треть. Это чрезвычайно важно, особенно в часы пик. Следующий этап — создание новых точек продаж единых билетов на все виды транспорта, включая метро. Теперь пластиковую карту можно будет приобрести даже в супермаркете. В нынешнем году вагоны метро планируется оснастить бесплатным Wi-Fi. Кроме того, в московской подземке успешно реализуется комплексная программа безопасности. Создаются специальные досмотровые зоны, устанавливаются новые металлодетекторы. Расчет по банковским картам Самая глубокая подземка в России — Санкт-Петербургский метрополитен — в будущем году отметит 60-летний юбилей. По словам начальника Санкт- Петербургского метрополитена Владимира Гарюгина, питерское метро всегда славилось внедрением передовых технологий. Например, именно здесь впервые в России были введены в оборот пластиковые карты для оплаты проезда. До конца года здесь планируют переоборудовать турникеты, которые будут принимать к оплате банковские карты. Для удобства маломобильных граждан в питерской подземке используют гусеничные тележки, с помощью которых инвалидные коляски передвигаются по эскалатору. Вестибюли станций оборудованы специальными кнопками, нажав на которые люди с ограниченными возможностями здоровья могут вызвать к себе специалистов и вместе с ними совершить поездку в метро. Что касается проблем, то они общие со столичной подземкой: в Санкт-Петербургском метрополитене также остро стоит вопрос технического перевооружения, замены старых вагонов на современные и более комфортные. Пять станций за три года Самый молодой метрополитен России работает в Казани. Построена подземка в рекордно короткие сроки — за девять лет появились десять станций. Начальник Казанского метрополитена Асфан Галявов говорит: «Мы просто везунчики! К Универсиаде в 2013 году в городе ввели в эксплуатацию сразу три новых станции. К чемпионату мира по футболу, который пройдет в 2018 году, планируем построить еще пять станций». Между тем федеральные субсидии на строительство метрополитенов в России в последние четыре года не выделялись. Все расходы ложатся на бюджеты субъектов Федерации. Нести это бремя под силу не каждому, поэтому со строительством новых станций в стране напряженка. О достижениях: в Казанском метрополитене впервые в России успешно реализован проект «Доступная среда». Все станции метро оснащены пандусами, лифтами и подъемниками для удобства людей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, там создана служба безопасности, сотрудники которой вместе с полицией обеспечивают бесперебойную работу метрополитена. Все пассажиры проходят к поездам метро только через рамки металлоискателей.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент