Перейти школьный Рубикон

Майское солнце в окне, звенящая тишина в аудитории, лист с экзаменационными вопросами на парте, а на душе — полная растерянность, не предвещающая ничего хорошего. В поисках ответов обшариваешь извилины, обмозговываешь последствия возможного провала, а когда, наконец, понимаешь, что жизнь твоя жестянка.
Есть ли жизнь после «неуда» на экзамене? Майское солнце в окне, звенящая тишина в аудитории, лист с экзаменационными вопросами на парте, а на душе — полная растерянность, не предвещающая ничего хорошего. В поисках ответов обшариваешь извилины, обмозговываешь последствия возможного провала, а когда, наконец, понимаешь, что жизнь твоя жестянка не стоит ломаного гроша, вдруг… просыпаешься! И с облегчением осознаешь, что экзамены сданы много лет назад (кстати, вполне благополучно), что это просто очередной месяц май воскресил в памяти далекие детские тревоги. Да, спустя годы мы понимаем, что экзамены — всего лишь одна из ступенек на пути к жизненной цели. Но для впечатлительных подростков ЕГЭ и ГИА — своего рода Эльбрус, на подступах к которому голова идет кругом. Отсюда нервные срывы и нелепые поступки. Чего стоит недавний казус, обошедший СМИ: история старшеклассника, который поссорился с родителями из-за оценок, пустился в бега и был задержан на кемеровском вокзале, где назвался чужим именем и инсценировал потерю памяти… Что ж, даже великий полководец Суворов признавал: в учении бывает трудней, чем в бою. А однофамилица генералиссимуса, медицинский психолог Дарья СУВОРОВА напомнила, что в предэкзаменационный период лучшая помощь подростку со стороны взрослых — бережное, ласковое, вдумчивое отношение. Семена стрессов — Дарья Сергеевна, каких подростков, на ваш взгляд, можно отнести к группе риска? У кого чаще возникают проблемы на экзаменах? — С одной стороны, это дети, у которых были трудности в усвоении образовательной программы на протяжении всего учебного пути. С другой стороны — ребята, которые хорошо учатся, обладают высоким интеллектуальным потенциалом, но не могут этот потенциал реализовать.  — Если подросток успешен в учебе и, казалось бы, не должен «срезаться» на экзаменах, откуда паника и безысходность накануне? — Экзамены — это, в любом случае, стресс. Посильный стресс активизирует интеллектуальные и волевые ресурсы, способствует внутреннему росту. Однако из-за определенных личностных особенностей, таких как повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе, сниженная самооценка, трудности могут восприниматься как неодолимая преграда. Нагнетание ситуации взрослыми, родителями и учителями, повышенные ожидания, непрерывные напоминания — все это не помогает ребенку адаптироваться к ситуации. Согласитесь, одно дело — знакомить выпускников с требованиями, которые необходимо соблюдать, а другое — ежечасно напоминать и угрожать, подрывая психическое здоровье. Зачастую взрослые очень эмоционально обсуждают экзаменационную систему: говорят, например, что ЕГЭ — это неправильно, раньше ничего подобного не было. Получается, родители, с одной стороны, требуют достижений, а с другой, сами дезорганизуют подростка, заражают отрицанием. Да, система всегда неидеальна, однако домашние дебаты никак не помогают нашим детям. У подростка, озабоченного экзистенциальными проблемами, отсутствие ответа на вопрос «для чего?» может сформировать бесперспективный взгляд на обучение, с которым очень трудно бороться.  — Значит, для успеха на экзаменах школьникам не хватает заинтересованности, здравых мотиваций? — Важно, чтобы мотивы взрослых не перекрывали инициативу ребенка, не подавляли его самостоятельность. Один из факторов риска — родители-перфекционисты, убежденные, что их ребенок должен быть самым лучшим, «держать марку». Между тем внутренний мир подростка нестабилен, уязвим, и если на экзамене он получил не самую приятную оценку, у него возникает ощущение, что жизнь рушится. Нельзя сказать, что родительский перфекционизм — проблема исключительно старшеклассников. Иной раз младшие школьники говорят невероятные вещи: «Если я плохо сдам экзамены в четвертом классе, то не смогу нормально учиться, не поступлю в институт. И кем тогда буду работать? Дворником?» Заметьте, это говорит, точнее, повторяет за взрослыми, собирая по ниточкам услышанное, десятилетний ребенок, у которого в жизни пока совсем другие задачи! Характерно, что тревожные дети плохо справляются с контрольными, даже если знают тему. Им кажется, что они написали хорошо, быстро, но в итоге все это быстро написанное оказывается неправильным из-за эмоционального напряжения. Обострение хитрости: симптомы и лекарства  — Самые кошмарные перспективы — попасться с электронными или рукописными шпорами, быть пойманным на вранье, на списывании. Если такое случилось, как относиться к нарушителям? Можно ли вернуть доверие, взаимоуважение? — Механизм детского обмана очень сложен. Не только малыш, но и подросток может откровенно сочинять, пытаясь отстоять образ положительного «я», остаться хорошим в глазах родителей и друзей.  — Значит, взрослые должны все покрывать и оправдывать? А если со временем «военные хитрости» войдут в привычку? — Поймите, детей, изначально склонных к целенаправленной лжи, не бывает. Бывают авторитарные и слишком категоричные взрослые. Если ребенка постоянно зажимать в границах, возникнет защитная реакция — страх последствий, стремление темнить, «партизанить». Ребенок не может не шалить, никогда не нарушать установленных правил, мы должны быть более терпимыми и пластичными в процессе воспитания. Если школьник хотел сдать экзамен при минимальных усилиях и его поймали со шпаргалкой — это одна ситуация. Если тревожный подросток надеялся подстраховаться, ситуация совсем иная, и интерпретировать ее нужно соответственно. Другое дело — последствия поступка, одинаковые для всех. Думаю, удаление с экзамена само по себе наказание, и не стоит устраивать дополнительные разборки, заставлять подростка юлить, выкручиваться, терять лицо перед сверстниками. Все это только парализует волю и отбивает желание исправиться. Отдыха и общения никто не отменял — Стоит ли ужесточать контроль накануне экзамена? Проверять успеваемость? — Контроль контролю рознь. Среди подростков есть личности позднего созревания, проверять которых можно и нужно. Но если ребенок сам успешно справляется с заданиями, а я, мама, вдруг начинаю его контролировать, это может лишь усугубить тревогу ребенка. Потому что он почувствует: мама не уверена в нем, волнуется, опекает.  — Какие признаки дают понять, что нервное напряжение зашкаливает и школьнику нужна помощь? — Эмоциональные проблемы возникают не в один день. Нарушается сон, появляется быстрая утомляемость, снижается настроение, повышается уровень раздражительности. Вы можете заметить, что подросток стал более замкнутым, закрывается в комнате, избегает сверстников (те зовут гулять, а он не идет), много времени проводит в социальных сетях. В таких случаях нужно поговорить со специалистом.  — Что посоветовать мамам и папам школьников, сдающих экзамены? Как правильно себя вести — помочь мобилизоваться и в то же время не навредить? — Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Основная задача — создать комфортные условия ребенку для подготовки к экзамену, оставаться спокойными, оказывать реальную помощь, верить в его силы. Следует понимать, что на экзаменах жизнь не заканчивается, что нужно найти время на отдых и общение, на спортивные занятия и выезды на природу. Хорошо, если в семье есть традиции, теплые доверительные отношения, на фоне которых можно что-то требовать, где-то контролировать, в чем-то помогать… Иногда достаточно просто молча подойти к ребенку, обнять, и это уже поддержка.  — Но если испытания экзаменами закончились плачевно, как пережить неудачу? — Разумеется, нельзя делать вид, будто ничего не происходит. Разрядите напряжение и настройтесь на дальнейшую работу. Мамам и папам нельзя забывать, что они не карательный орган, что их родительские функции — понимать, объяснять, помогать и поддерживать.  — Если понимания все-таки не возникает, что делать подростку? Как вести себя с «трудными» родителями, которые готовы «реально закопать за неуд»? — Самое мучительное в такой ситуации — чувство беспомощности. Но не забывайте, что плохая оценка — испытание преодолимое, что ваши задачи в жизни намного шире и глубже школьного экзамена. Успокойтесь на мысли, что варианты пересдачи есть, и вы сделаете все, чтобы хорошо подготовиться. Постарайтесь переключиться: кому-то помогает общение с собакой, кому-то — любимые песни… Многие рисуют, и в этом рождается что-то новое — иное отношение к проблеме, видение себя. И конечно, попытайтесь найти поддержку: в вашем окружении наверняка есть человек, с которым можно поговорить по душам. Если же все по-прежнему плохо и кажется, что перспективы отсутствуют, позвоните по телефону доверия и посоветуйтесь со специалистом. Пятнадцатилетний подросток имеет право обращаться за поддержкой самостоятельно и давать согласие на медицинскую психиатрическую, психологическую помощь. ЦИФРА В преддверии экзаменов количество обратившихся за консультацией в Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер по причине эмоциональных расстройств возрастает на 20 процентов. СПРАВКА Телефон доверия детской психиатрической службы в Новосибирске 218-70-35
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент