Отвечая на вызовы века

Тамара Грицюк — человек скромный и самоуглубленный. В творчестве, по точному определению одного из искусствоведов, она «чужда игрового и игривого начала». Добавлю: тем более — желания угодить, заинтриговать или эпатировать. Хотя абстрактные картины ее скорее громкоголосы, чем камерны, отважны по цвету и композиции.
На выставке известной новосибирской художницы вначале звучал джаз, потом публика приникла к полотнам. Каждый увидел свое Тамара Грицюк — человек скромный и самоуглубленный. В творчестве, по точному определению одного из искусствоведов, она «чужда игрового и игривого начала». Добавлю: тем более — желания угодить, заинтриговать или эпатировать. Хотя абстрактные картины ее скорее громкоголосы, чем камерны, отважны по цвету и композиции. Свободное дыхание Персональная выставка, занявшая четыре зала Городского центра изобразительного искусства на улице Свердлова, в определенном смысле итог работы Тамары Грицюк за последнее пятилетие, рождает очень цельное впечатление. Это, безусловно, работы нашего современника — прежде всего по ощутимому в них биению интенсивной внутренней жизни, обусловленной вызовами XXI столетия. И дело не в названиях картин («Контрасты», «Кризис», «В сети», «Эхо Москвы», «Попытка», «Аномалия», «Край света», «Инцидент»), дело в зорком и изначально обостренно-драматичном взгляде автора на происходящее в этом спекшемся в единое целое пространстве глобальных противоречий и противостояний, пропущенных через сердце художника. Можно предполагать, что именно масштаб конфликта между гуманизмом и сегодняшними мироустройством (в широком смысле этого слова) спровоцировал художницу выбрать этот метод. Причем переход от реализма к абстракции для нее был абсолютно естественным. Она как будто задышала полной грудью и начала работать самозабвенно по 16 — 18 часов в сутки. — Я не подозревала даже, как можно много сказать и наиболее полно выразить свой взгляд на мир таким способом, — призналась Тамара Грицюк. Тем более что гонения на абстракционизм в 90-е, по словам Тамары Николаевны, совершенно иссякли: — Началось другое время, поэтому меня никогда не ущемляли. Когда я начала работать, цензуры, слава богу, уже не было никакой. — То, что Тамара постепенно перешла от вещей реальных, с которых она стартовала, через изучение натуры, через знания, через творчество своего отца Николая Демьяновича Грицюка, известного как художника абстрактного толка, было для нее совершенно естественным и дало такой эффект, — говорит член-корреспондент Академии художеств РФ живописец Михаил Омбыш-Кузнецов. — Здесь, в абстрактных вещах, она по-настоящему раскрывается как эмоциональный, очень открытый, живописный художник. В каждой вещи на этой выставке можно отыскать для себя находки. Несмотря на то что я сам делаю в основном реальные вещи, мне очень интересны ее работы. Потому что она заставляет и подумать, и посмотреть. Например, как организован холст, каким образом она раскладывает цвет, краски. К сожалению, современный зритель перестал смотреть на то, что является мастерством художника. То есть чаще воспринимает какой-то анекдот, сюжет, содержание, а вот ипостаси творчества, которые должны быть у подлинного мастера — цвет, ритм, композиция, все более уходят из поля зрения обычного зрителя. Мне даже кажется, что раньше посетители выставок были глубже, восприимчивее — могли просто полюбоваться цветом. И то, что Тамара продолжает поиски в этом направлении, замечательно. Ее картины успешно могут существовать в любом интерьере — от квартиры до дворцового объекта. И если зритель будет внимательным, он почувствует их гармонию, проникнется чувствами, настроениями, заложенными в картине, и поймет, что же художник хотел сказать. Созвучное — Мы видим здесь так называемое беспредметное абстрактное искусство, — объяснял мне на вернисаже известный новосибирский живописец Виктор Бухаров. — На самом деле это тот художник, которому я верю. Сейчас такое время, что трудно найти себя и состояться не только художнику, человеку вообще. Тамара нашла свой путь. Поэтому очередная выставка — это лишь небольшой, последний по времени этап ее абсолютного творческого знака. Это абсолютное, данное ей от отца цветовое богатство, восприятие форм, ритмов: она нашла свой минимум, но очень выразительный. Я очень рад, что у нас есть такой прекрасный, такой не похожий ни на кого художник. Действительно, в любой коллективной экспозиции работы Тамары Грицюк узнаваемы, личностны, являются своеобразным маячком художественной состоятельности выставки. А интерес галеристов и кураторов к ее творчеству постоянен. Как в России, так и за рубежом. У нее были персональные выставки в Вене, периодически она выставляется во Франкфурте-на-Майне, участвует в коллективных проектах в Бельгии, Финляндии, США. Из последних персональных — галерея Frangulyan (Париж, Франция) — с ноября 2013-го по январь 2014 года. Трудно ли ей далось обретение собственного голоса? В чем сложности уже зрелого мастера? Тамара Николаевна благосклонно выслушивает мои вопросы, но отвечает в свойственной ей манере: — Никаких проблем. Все в радость. И в ответ на уже бессловесный вопрос: — Конечно, трудности внутри есть. Так это мои, творческие, трудности. В любом случае я не должна их открывать… На прощание возвращаюсь к ее как-то по-особенному впечатлившей зрение и душу картине «Камертон». И буквально слышу этот чистый, неподкупный звук. Он сегодня так нам всем необходим. О ГЛАВНОМ — Тамара Николаевна, что для вас живопись — способ самопознания, познания мира, самовыражения? — Это моя жизнь. — Кого вы считаете своим учителем? — Трудно сказать… — Ну тогда кто из художников любимый? — Любимый — папа. — Любимый цвет? — Наверное, спектральные цвета. Сильные…. СПРАВКА Тамара Грицюк — живописец, член Союза художников России. Дочь классика сибирского искусства XX века Николая Грицюка. Атмосфера семьи, дома, в котором бывали Б. Окуджава, В. Соснора, Э. Гороховский, А. Вознесенский и др., общение с отцом оказали определяющее воздействие на формирование ее личности. В 1975 году окончила архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. С этого времени стала участвовать в художественных выставках. В 90-е годы стала одной из самых заметных фигур в новосибирской художественной жизни. Работы находятся в Новосибирском государственном художественном музее, других музеях и картинных галереях страны, а также в частных собраниях в Австралии, Германии, США, Финляндии, Южной Корее, Японии.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент