Авто, стоп!
Дорога к родителям, живущим в другом городе, всегда дарит море эмоций и впечатлений. Особенно если способ передвижения нетривиальный: не поезд или автобус, не самолет — автостоп. Скажу сразу: не столько ради экономии денег, сколько из-за ностальгии был выбран такой вариант.
Хорошо подвешенный язык и умение слушать могут стать единственной платой за проезд на дальние расстояния
Дорога к родителям, живущим в другом городе, всегда дарит море эмоций и впечатлений. Особенно если способ передвижения нетривиальный: не поезд или автобус, не самолет — автостоп.
Скажу сразу: не столько ради экономии денег, сколько из-за ностальгии был выбран такой вариант. Хотелось вспомнить беспокойную студенческую пору, когда услышала об автостопе, когда впервые сама вышла на трассу с рюкзаком за плечами и вытянула правую руку с оттопыренным большим пальцем: мол, подвезите! Тогда я уже имела опыт путешествия на попутных машинах из родного Тюменского края в Новосибирск и обратно, поэтому хмурым днем в понедельник вышла на трассу М51 совершенно спокойно, с уверенностью в успехе, а это, замечу, совсем не маловажный момент в автостопе.
Стопщики и драйверы
Пара сотен метров от поворота на город Обь, и я на трассе. Указатель сообщает: выбрано направление на Омск. Проходит немного времени — передо мной тормозит первый автомобиль.
— Подбросите в сторону Омска? — кричу в открытое окно грузовичка-бетоновоза.
— Отчего ж не подбросить? — и я уже в кабине.
Общение с водителем — вот та «монета», которой расплачиваются автостопщики. Говорить можно о чем угодно: хоть о погоде, хоть о политике. Один мой знакомый признавался, что однажды обсуждал с шофером вопросы воспитания его взрослой дочки, хотя сам водитель годился той в младшие братья. Главное — не молчать слишком долго, чтобы он не заскучал, но и чересчур открывать душу тоже не следует: могут неправильно истолковать.
— Не страшно так ездить? — этот вопрос задает каждый второй, если не первый водитель, но у меня давно заготовлен полушутливый-полусерьезный ответ:
— Жить вообще страшно: от этого умирают. Я лично знаю нескольких людей, которые жили-жили, да умерли, — для пущей убедительности делаю страшные глаза. Таким ответом обычно остаются довольны. Для остальных же следует краткий свод правил безопасности: одеваться заметно, но не вызывающе, не садиться в кабину к кому попало и так далее. Правила простые, но их соблюдение избавляет от многих проблем. Заодно владелец автомобиля, в котором ты едешь, смотрит на тебя с уважением: есть голова на плечах.
На повороте к придорожному кафе мы прощаемся: первый за сегодня драйвер, как называют водителей автостопщики, доехал до нужной ему точки, а меня ждут еще более тысячи километров.
«Добрые» арбузы и битвы трансформеров
Следующая машина — черный Nissan, полный… арбузов. Водитель — хозяин магазинчика в Убинке. Газель уже увезла изрядную партию полосатых плодов, закупленных у знакомого бахчевода-таджика, а то, что не поместилось, пришлось прихватить руководству.
— Никогда не брал автостопщиков, а тут что-то решил подбросить, — удивлен собственным поступком Евгений Николаевич.
— Это на вас так арбузы подействовали, — улыбаюсь я. Водитель не спорит: может, и впрямь ароматная ягода способна настроить на дружеский лад?
Но вот нам пора прощаться, и я снова на трассе. Однако долго стоять не пришлось: серебристого цвета «Волга» мигнула правым поворотником и затормозила на обочине.
— Мы всегда подбираем тех, кто голосует, — рассказала мне позже супруга водителя Ольга. — Неважно, куда человек едет: если он стоит на трассе — значит, хоть несколько километров нам с ним по пути.
Семья: папа, мама и сын-школьник — возвращаются в Тольятти из отпуска. Едут не домой, а по месту службы главы семейства Владимира. А дом — тут, где родня: Чулым, Новосибирск, Бердск.
За почти семь часов, проведенных в компании дружной семьи, успеваю не только проникнуться подробностями кочевой жизни военнослужащих, но и подружиться с их сыном, девятилетним Никитой: настреляться из игрушечного автомата, поиграть в машинки и узнать множество историй о роботах-трансформерах. Удается даже немного подремать, прежде чем мы прощаемся под Ишимом. Теперь мне прямо на Тюмень, а их дорога лежит направо, через Курган.
Ночью сложно, но можно
Три часа ночи, а я стою на холодном ветру. Большинство водителей в это время либо видят сны, либо стремятся припарковаться поудобнее и уснуть. У меня же впереди какие-то триста километров, отделяющих от отчего дома. По сравнению с преодоленными километрами пути это сущий пустяк! И мне нужно проехать их как можно скорей. На руку поверх куртки надеваю световозвращающий браслет и стараюсь держаться поближе к освещенной автозаправке — так меня будет лучше видно. Проходит немного времени — и я уже закидываю тяжелый рюкзак в высокую кабину иностранной фуры.
Мои ровесники — Алексей с братом Николаем — везут груз из Иркутска в Москву, спят по очереди, чтобы делать как можно меньше остановок в пути. Если работающему по найму дальнобойщику не выгодно ехать с опережением графика, то эти ребята зарабатывают на собственном грузовике и для них время — деньги.
За разговорами о жизни пролетает час или два, и вдруг Алексея осеняет: «Мы же тебя не в ту сторону увозим!» Братья не соврали: они действительно едут в Москву, вот только маршрут выбрали южнее Тюмени на пару сотен километров, через Курган, и теперь мне придется делать крюк, чтобы приехать к родителям. С другой стороны, не высаживать же меня посреди леса на грунтовой дороге, по которой и в дневное-то время мало кто ездит! Что ж, буду радоваться хорошей компании да тому, что еду в тепле. Мелкая тряска на неровностях дороги укачивает, и я проваливаюсь в дремоту…
Рыбный день
Дедок, подхвативший меня на борт своих «жигулей», едет из Кургана на рыбалку.
— По молодости лет жена мне как-то сказала: «Ты часто на ловлю ездишь, да не всегда с рыбою возвращаешься, может, кого завел себе?» Пришлось с собой взять, чтобы она убедилась, что не всегда рыбаку везет. И что думаете? — дедушка вопрошающе глядит на меня. — Уж так она пристрастилась сидеть с удочкой, что и не рад. Я ведь езжу отдохнуть на природу, в том числе и от супружницы, а тут ее брать приходится. Так что сегодня у меня настоящий праздник: еду один.
Заядлым рыбаком оказался и следующий водитель, довезший меня до кольца Тюмень — Ханты-Мансийск — Ялуторовск. Мужчина слегка за сорок оказался, как и остальные мои попутчики, открытым и разговорчивым.
— Больше всего люблю порыбачить — с малых лет изучил все рыбные места в округе, — признается он. — Вторая моя страсть — управление автомобилем. Даже в армии все два года провел за баранкой, возил по делам начальство. А теперь я вообще самый счастливый человек: объединил обе свои страсти и работаю водителем в рыбной компании!
Последний рывок
Семьдесят с небольшим километров до родного Ялуторовска я бы прошла и пешком, но на машине удобнее и быстрее. Поэтому в моем списке попутчиков появилась очередная пометка: семья, которая едет с юга домой на тюменский север. Сорок минут — и я стою на окраине города, где родилась и провела первые 17 лет жизни.
Автобусов долго нет, и я решаю испытать удачу в последний на сегодня раз: проехать автостопом если не к дому родителей, то хотя бы добраться до центра. Красная «Лада» с трогательными ковриками на сиденьях тормозит передо мной, я, радостная, сажусь, и вдруг слышу вопрос от водителя: «У тебя есть лишние деньги?» Мое сердце замерло, но тут же снова радостно заколотилось: «Пристегивайся, если не хочешь штрафы платить».
Ездить автостопом я никого не призываю. Для этого нужен, пожалуй, особый склад характера и язык за зубами: если бы родители заранее знали, каким способом к ним добираюсь, они наверняка б поседели раньше, чем я переступила порог их дома. С другой стороны, каждый получает адреналин по-своему: одни прыгают с тарзанки или занимаются альпинизмом, другие путешествуют на попутках, третьи не мыслят жизнь без автомобиля — каждому свое. В конце концов, кроме стопщиков, должны быть и драйверы, а иначе какой же получится автостоп?