Налетай, торопись, покупай, веселись…

Ярмарочная жизнь, которая довольно живо развивалась на территории нынешней Новосибирской области в XIX — начале XX века, со временем постепенно пришла в упадок: что продавать и покупать, если вся территория 1/6 части суши была во власти тотального дефицита.
Ярмарочное движение в районах Новосибирской области становится все более популярным и эффективным инструментом рыночных отношений Ярмарочная жизнь, которая довольно живо развивалась на территории нынешней Новосибирской области в XIX — начале XX века, со временем постепенно пришла в упадок: что продавать и покупать, если вся территория 1/6 части суши была во власти тотального дефицита. Но в последние 20 с лишним лет традиции сибирского купечества начали потихоньку возрождаться. Появилась каинская ярмарка в Куйбышеве, начал съезжаться раз в год торговый люд в Искитим, Чаны: 10 лет назад в районах было 4 — 5 ежегодных ярмарок. За прошедшее время увеличилось не только их количество, вырос и уровень. Две большие разницы Чтобы понять, какой путь пройден за столь короткий — для истории — промежуток времени, достаточно лишь сравнить официальные формулировки целей и задач, ради которых начали проводиться ярмарки, получившие сейчас название зональных оптово-розничных. Если в 2001 и 2002 годах основными целями были «продвижение товаров народного потребления на рынок, увеличение объемов производства и помощь сельским товаропроизводителям в реализации продукции», то спустя десятилетие концепция заметно поменялась. Теперь во главе угла — «насыщение потребительского рынка области товарами, развитие конкуренции и снижение цен». Стоит признать, что и с первой задачей устроители справились, достаточно посмотреть, сколько сейчас существует популярных общерегиональных продуктовых брендов, помимо «Ирмени», которая была, кажется, всегда, — и со второй тоже справляются. Цены на ярмарках действительно ниже среднерыночных на 15 — 20 %, а главное, покупательский спрос не только стабильный, но и растущий. Уже никого не удивляет, когда на ярмарку приезжает производитель из другого района, а к нему моментально выстраивается очередь. Да и новые предприятия не обделены вниманием — для многих, кстати, именно ярмарки стали первым шагом к расширению своей торговой сети за счет других районов области. Меняется и интерес глав районов к ярмаркам. Как говорила в 2011 году начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Новосибирской области Лариса Яркова, «если пять лет назад нам буквально приходилось заставлять глав районов, то теперь за возможность провести ярмарку у себя разворачивается серьезная конкуренция, приходится даже отказывать». Но количество ярмарок неуклонно растет: в этом году в области состоится 11 зональных оптово-розничных ярмарок, что на три больше, чем в 2012 году. К традиционным ярмарочным центрам, таким как Искитимский район, Сузун, Ордынское, Маслянино, Черепаново, Чаны, Краснообск и Краснозёрское, добавятся новые — Довольное, Баган и Барабинск. Впрочем, глава Баганского района Василий Пронькин не совсем согласен с официальным статусом района-новичка ярмарочного движения: — Формально, возможно, это и так, — говорит Василий Андреевич, — но у нас уже несколько лет проходит фестиваль молока, признанный в прошлом году областным праздником, в его рамках мы обязательно устраиваем и торговые ряды: приезжают наши производители, приглашаем друзей из соседних районов. В прошлом году фестиваль и ярмарку посетили около 5 000 человек, мы задействовали для доставки людей из сел все школьные и рейсовые автобусы. В этом же году, помимо фестиваля молока и ярмарки, у нас еще планируется областной День животновода. Праздник ожидается большой. Рекорд не ради рекорда Наблюдая за динамикой развития ярмарочного движения в регионе, невозможно не увлечься магией цифр. Если три-четыре года назад 100 участников ярмарки — это была солидная цифра, то теперь это не уровень даже для территорий-новичков. «Сузунское разноцветье» проводилось нынче всего в третий раз, а уже собрало более 160 производителей из пяти районов и трех городов области. Ну а планку в этом соревновании рекордов поднимают — будь здоров. В прошлом году в лидеры вырвалась искитимская ярмарка, впервые за 10-летнюю историю проведенная за пределами города — в Линёво. — Можно заявить официально, что установлен областной рекорд, — сказал тогда министр промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Сергей Сёмка. — На линёвской ярмарке присутствуют 210 предприятий, организаций и фермерских хозяйств. До этого самой массовой считалась ярмарка в Чанах. Чановская «Новопокровская ярмарка», впрочем, в долгу не осталась и осенью вернула себе лидерство — 233 сельскохозяйственных предприятия, организации пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительской кооперации, среднего и малого бизнеса из Чановского, Барабинского, Венгеровского, Здвинского, Куйбышевского, Кыштовского, Татарского, Усть-Таркского, Чистоозёрного районов области, а также Искитима, Бердска и Новосибирска. Ждем новых рекордов? Впрочем, не только в цифрах дело, а в том, что растет охват малых предприятий, вовлекаемых в этот процесс, реально появляется конкуренция, формируется новая идеология потребителя, имеющего возможность широкого выбора. Ведь в общей сложности в прошлом году участниками зональных ярмарок стали более 1 500 субъектов малого и среднего предпринимательства — усредненно получается по 50 на каждый сельский район. Неплохо, правда? А сколько их еще присоединится до конца нынешнего ярмарочного сезона! Ведь впереди у нас ярмарки в Довольном (ближайшие выходные), Маслянино, Багане и Черепаново (август), Краснообске (сентябрь), Чанах (октябрь). А завершится вся эта яркая круговерть по традиции в Краснозёрском, в декабре. ЭТО ИНТЕРЕСНО Нижегородская ярмарка — крупнейшая ярмарка в России (1817 — 1917, 1921 — 1929). Вторая половина XIX века была эпохой расцвета для нижегородской ярмарки. Открытие Николаевской железной дороги почти утроило объем привозимых товаров, который еще больше увеличился с открытием Московско-Нижегородской железной дороги. На нижегородскую ярмарку ежегодно съезжались до 200 тысяч человек, тогда как в самом Нижнем Новгороде проживало менее 20 тысяч. Количество приезжающих на ярмарку гостей привело к развитию инфраструктуры города: появились гостиницы, трактиры, рестораны, активизировались сфера услуг и транспортное движение. ФАКТ К концу первой половины XIX века в России насчитывалось свыше 5 500 ярмарок почти во всех районах страны. Подавляющее их большинство (около 5,2 тыс.) приходилось на уезды и сельские местности. Обороты крупных ярмарок исчислялись колоссальными суммами, а удельный вес ярмарочной торговли во внутреннем товарообороте страны с каждым годом возрастал. ФАКТ Проводимые правительством области в 2012 году мероприятия по стабилизации розничных цен на товары и услуги позволили сдерживать их рост. По итогам года сводный индекс потребительских цен в Новосибирской области составил 5,4 %, в то время как в среднем по России этот показатель составил 6,6 %, а по СФО — 6,7 %
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент