Повесть о детях

По четвергам на телеканале «Культура» продолжают выходить выпуски цикла «Запечатленное время». Это драгоценная мозаика из фактов нашей российской истории. Как говорил известный кинорежиссер Андрей Тарковский: «С появлением документального кино человек получил в свои руки матрицу реального времени.»

По четвергам на телеканале «Культура» продолжают выходить выпуски цикла «Запечатленное время». Это драгоценная мозаика из фактов нашей российской истории. Как говорил известный кинорежиссер Андрей Тарковский: «С появлением документального кино человек получил в свои руки матрицу реального времени. Каждый кадр — это живая история, обретающая на глазах документальное подтверждение имен и событий». Сегодняшний выпуск цикла называется «Взвейтесь кострами», а посвящен он первому советскому детскому киножурналу, демонстрировавшемуся в кинотеатрах страны до показа художественного фильма уже с 1931 года. Просматривая первый выпуск киножурнала «Пионерия», эксперты устанавливают ряд интересных фактов, связанных с деятельностью первых пионерских отрядов в Советской России. Ведущий — Виктор Баталин, начальник отдела научно-справочного аппарата Российского государственного архива кинофотодокументов, эксперт — Николай Поликарпов, писатель, журналист, специалист по истории педагогики и семейных отношений. Добавим: мысль о создании кинематографа для детей возникла в среде передовых русских педагогов еще в дореволюционные годы. Педагоги и родительские общества устраивали киносеансы для детей. В Петербурге, Москве и других городах были сделаны попытки создать детские фильмы. Но эти попытки не получили поддержки. Первоначально (1896 — 1907) на детских сеансах демонстрировались иностранные картины, из которых особый успех имели феерические фильмы Ж. Мельеса («Невероятное путешествие», «Гулливер среди лилипутов» и пр.), поражавшие фантазию юных зрителей трюковыми эффектами. В дальнейшем с возникновением русского кинопроизводства (1908) в репертуар киносеансов для детей включались лубочные экранизации русской классики («Демьянова уха», «Песня о вещем Олеге»), исторические фильмы («Пётр Первый», «Ермак Тимофеевич») и экранизации русских народных сказок («Дедушка Мороз», «Царевна-лягушка» и пр.). После революции 1917 года детское кино выделилось государством в специальную область киноискусства. В 30-е годы производилась массовая кинофикация школ. Самостоятельной отраслью документальной кинематографии стала детская кинохроника; организован ежемесячный киножурнал «Пионерия» (1931), где юным зрителям показывали эпизоды революционного движения за рубежом, борьбы за выполнение пятилетнего плана. В период Великой Отечественной войны выпуск детских фильмов резко сократился. Но и в эти годы бригада «Пионерии» (реж. А. Ованесова и ред. Л. Перцова) регулярно выпускала киножурнал, где рассказывалось о подвигах ребят на фронте, их жизни в тылу. В 1945 году на материале «Пионерии» был создан первый полнометражный документальный детский фильм «Повесть о наших детях» — о детях в годы войны.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент