Светлана РЯГУЗОВА: «Главное — не бояться новшеств»

О том, как удалось победить очереди при регистрации прав на недвижимость, о мошенничестве с квартирами и недостатках в работе риелторов рассказывает Светлана РЯГУЗОВА — и. о. руководителя Управления Росреестра по Новосибирской области.

О том, как удалось победить очереди при регистрации прав на недвижимость, о мошенничестве с квартирами и недостатках в работе риелторов рассказывает Светлана РЯГУЗОВА — и. о. руководителя Управления Росреестра по Новосибирской области. Бумаге — нет, Интернету — да — Светлана Евгеньевна, долгие годы необходимость регистрировать права на объекты недвижимости вызывала у людей ассоциации с бесконечными очередями и ожиданием, когда же освободится специалист. Сейчас этого нет. Как удалось достичь слаженности в работе? — Можно сказать, это произошло благодаря ряду мероприятий. Во-первых, за годы работы мы открыли целую сеть приемных пунктов и офисов на территории города Новосибирска и области. В нашем штате 739 человек, порядка 140 человек ведут прием заявителей. Мы начинали с одного офиса на всю область, а потом открывали отделы в муниципальных образованиях. Сегодня функционируют 40 приемных пунктов и офисов, без учета работы специалистов Многофункционального центра и Кадастровой палаты, принимающих документы на государственную регистрацию прав и сделок. Второе — это изменения законодательства, которые позволили оптимизировать процедуры кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость. Несколько лет назад сложно было представить колоссальные объемы услуг, возможность обмениваться информацией с государственными органами и муниципалитетами в электронном виде, оперативно предоставлять сведения вне зависимости от места и времени. В-третьих, сегодня весьма интенсивно развивается направление оказания услуг в электронном виде. Конечно, мы пока не можем сказать, что полностью перешли на предоставление электронных услуг. Но сегодня многое можно сделать с домашнего компьютера: заказать сведения из реестра прав на недвижимое имущество, поставить объект недвижимости на кадастровый учет и другое. Все это максимально способствует увеличению доступности услуг и сокращению очередей. Но есть над чем работать. — Какие возможности появились у заявителей сегодня? — В настоящее время можно многое сделать с помощью информационных ресурсов онлайн-доступа: например, предварительно записаться на прием документов с помощью Интернета. Активно развивается система информационно-справочной поддержки заявителей, доступен такой сервис, как публичная кадастровая карта, получение сведений из единого реестра прав в электронном виде на территории не только Новосибирской области, но и по всей России. Благодаря этим возможностям за прошлый год мы выдали около миллиона сведений из реестра прав в электронном виде. Конечно, это было невозможно ранее, когда мы работали только на бумаге. Каждый желающий может получить информацию о любом объекте недвижимости, наличии обременений и прочие сведения в режиме онлайн. Сегодня большая часть услуг оказывается в электронном виде. В планах на перспективу — увеличить их объем к 2018 году до 90 процентов. — Светлана Евгеньевна, порадуйте, пожалуйста, наших читателей: очереди исчезли навсегда? — В принципе очередь в том понимании, как это было ранее, — да. Она становится «прозрачной», а значит, нет предпосылок к конфликтам среди заявителей. Но случаются и злоупотребления сегодняшними возможностями. Например, риелторы предполагают сделку и записываются на прием на всякий случай. Создаются искусственные очереди. Далее в лучшем варианте сообщают, что не придут, или вовсе не оповещают об этом. Бывают дни, что на прием записываются 20 человек, и ни один из них не появляется. Тогда автоматизированная система направляет талоны как свободные для следующих заявителей. Конечно, специалист не простаивает, но чем стабильнее и упорядоченнее будет работать система, тем проще и быстрее заявитель будет сдавать документы. Еще хуже, когда приходят с документами на десять объектов недвижимости вместо заявленного одного. В таких случаях очередь практически парализована. Оптимизируем все — За годы работы Росреестр пережил несколько преобразований. Чем вызвано укрупнение службы, когда в одном учреждении проходит не только процедура государственной регистрации прав? Ведь именно в Росреестре заняли свою нишу кадастровый учет и специалисты отдела геодезии и картографии. — Реорганизация прежде всего связана с проведением административной реформы, целью которой является совершенствование процедур взаимодействия с заявителями, объединение различного рода реестров (земельных участков, объектов капитального строительства, прав на недвижимое имущество), повышение качества сведений о недвижимости, в том числе и в фискальных целях. — Расскажите об изменениях в законодательстве и вашей работе, которые произошли с 1 марта. — До 1 марта регистрировались и сделки, и права на недвижимость. Теперь сделка отчуждения жилья считается заключенной с момента ее подписания. Например, при сделке купли-продажи квартиры или жилого дома вы подавали два заявления, и с вас брали две пошлины по 1 000 рублей каждая. Теперь регистрации подлежат только права по такой сделке. Для заявителей все упростилось: минус одно заявление, минус одна пошлина. Но правовая экспертиза как проводилась, так и проводится, поэтому гражданам не стоит беспокоиться. Сделки и подделки — Успех сделки зачастую зависит от риелтора. Светлана Евгеньевна, каково ваше личное мнение об их работе? — Хороший риелтор — это одновременно и аналитик, который понимает ситуацию на рынке недвижимости, и юрист, который должен собрать документы так, чтобы не подвести продавца и покупателя. Чем качественнее он поработает, тем проще, без лишних проблем пройдет регистрация. Сегодня по целому ряду регистрационных действий гражданин получает свидетельство о регистрации уже через пять дней при условии подачи полного и качественного пакета документов. Мое личное мнение — сейчас риелторы недостаточно ориентированы на клиентов, хотя я очень уважаю их труд. Бывает и так, что в процессе правовой экспертизы мы выясняем, что имущество арестовано, обременено. Это должен был проверить специалист по продаже недвижимости, но этого не сделал, и ситуация чрезвычайно осложняется. — В каких случаях могут отменить сделку? — Сделка может быть признана недействительной только в судебном порядке. Например, муж и жена имеют квартиру в совместной собственности. Когда один из супругов приходит продавать квартиру, у него просят нотариально заверенное согласие второго супруга на отчуждение, и оказывается, что такого документа нет. Регистрация такой сделки возможна, закон рассматривает ее как оспоримую, но в течение определенного времени супруг может обратиться в суд, сделка может быть признана недействительной по мотивам отсутствия его согласия. Безусловно, такие сделки есть — они либо прекращаются на этапе регистрации, либо регистрируются. Подобная ситуация не самая сложная. Бывает и такое: при продаже квартиры вдруг вспоминают, что правами пользования в ней обладает ребенок, который был помещен в детский дом, а о его правах забыли. Но все-таки процент признания сделок недействительными по подобным основаниям невелик. — Часто ли Управлению Росреестра по Новосибирской области приходится сталкиваться с откровенным мошенничеством? — В прошлом году была совершена мошенническая сделка по продаже объекта недвижимости. Квартира была продана по поддельной доверенности, причем документ был такого качества, что каким-либо образом вычислить подделку было невозможно. Собственники в ней не жили, сдавали в аренду. Квартиру вернули им в судебном порядке только сейчас. Мошенник пока не найден, а покупатель просто потерял свои деньги. — Получается, что от обмана никто не защищен? — Предлагаю не тревожиться по этому поводу, потому что гражданско-правовые отношения предполагают добросовестность. Главное — проверить недвижимость на наличие арестов и залогов, понять, собраны ли все документы для максимальной «юридической чистоты» сделки. Убедиться в этом несложно, учитывая, что сейчас управление предоставляет каждому заявителю возможность ознакомиться со сведениями из единого государственного реестра прав в режиме онлайн, дает подробные консультации и размещает информацию о перечне необходимых документов. Гарантированно уберечь сделку от судебных споров не может никто. БЛИЦИНТЕРВЬЮ — Событие, оставившее самые яркие впечатления? — Наверное, совместный отпуск с семьей и друзьями на Алтае. Даже не столько важна сама поездка, сколько время, проведенное в кругу семьи. Пусть даже каждый занят своим делом, но все вместе в одной комнате. Рабочий график нечасто позволяет уделить друг другу должное внимание, а комфортное, приятное общение всегда очень важно. — Какие качества вы цените в людях? — Прежде всего порядочность, терпение, ответственность, неравнодушие и уважение к старшим. Зачастую в обществе эти качества уходят на второй план. А мы акцентируем на этом внимание и при воспитании детей, и в коллективе. У нас очень хороший коллектив, безусловно, профессиональный. Я очень люблю работать с умными, профессиональными и инициативными людьми. Здоровая амбициозность — это тоже важно. — Какие у вас хобби, увлечения? — В приоритете, пожалуй, активный отдых с семьей. Мы любим кататься на горных лыжах, рассматривать достопримечательности новых мест. КОНСУЛЬТАЦИИ 8-800-100-34-34 — бесплатный номер Центра телефонного обслуживания Росреестра

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент