Не только обучить профессии, но и воспитать

Так видят свою задачу многие мастера производственного обучения, принявшие участие в областном конкурсе «Мастер года», который завершился на этой неделе. — Можно много говорить о необходимости вести здоровый образ жизни, но собственный пример убедительней любых слов, — рассуждает Алексей Мегеря, обучающий парней в Здвинском ПУ-95 тяжелой, но очень нужной профессии тракториста. Алексей Александрович, как и многие другие участники конкурса, посвящает своим студентам не только учебное время, но и свободное, участвуя вместе с ними во всевозможных спортивных мероприятиях.
Мастера производственного обучения боролись за звание лучших Так видят свою задачу многие мастера производственного обучения, принявшие участие в областном конкурсе «Мастер года», который завершился на этой неделе. Пример дороже слов — Можно много говорить о необходимости вести здоровый образ жизни, но собственный пример убедительней любых слов, — рассуждает Алексей Мегеря, обучающий парней в Здвинском ПУ-95 тяжелой, но очень нужной профессии тракториста. Алексей Александрович, как и многие другие участники конкурса, посвящает своим студентам не только учебное время, но и свободное, участвуя вместе с ними во всевозможных спортивных мероприятиях. — А как иначе? — удивляется Вера Прохорова, мастер производственного обучения по специальности «коммерсант в торговле» в профессиональном лицее № 66. — Ведь к тебе в руки попадают «слепые котята», для которых ты становишься ориентиром, и ты в ответе за их судьбу. Зато как приятно, что после выпуска ученики тебя не забывают, навещают, благодарят за тот вклад, который ты сделала в их жизни. Всего этапов конкурса было три. На первом — заочном — конкурсантам предлагалось прислать видеозапись своего урока и сделать его анализ. Другим необходимым условием были эссе по проблемам развития профессионального образования и публикации статей, сценариев, иные увидевшие свет авторские разработки. В первом этапе конкурса приняли участие 28 мастеров производственного обучения. 20 из них по итогам первого тура прошли на следующий этап, где педагоги встретились с жюри лицом к лицу. Это волнительнее и сложнее: если урок можно было отрепетировать и какие-то моменты переснять, то на остальных этапах возможности исправить оплошность нет. Второй тур конкурса предполагал представление педагога не только как специалиста, но и как разностороннюю личность. Кто-то просто поведал о себе с помощью слайд-шоу, а кто-то не побоялся и на сцену выйти: спеть или сплясать. А сколько было прочитано стихотворений! Не обошлось и без помощи учеников. Так, Светлану Сырцову, мастера Бердского политехнического техникума, ее студенты приветствовали ободряющими плакатами и кричалками. — Светлана Владимировна — чудо-педагог! На ее лекциях всегда интересно, она объясняет материал так, что переспрашивать не приходится, — наперебой продолжали нахваливать ребята своего мастера в коридоре. — Она и место прохождения практики всегда подбирает индивидуально, чтобы студенту было комфортно! Чуть позже мастер призналась: такая поддержка придала ей дополнительные силы, чтобы перейти в следующий тур. Уровень растет Год от года конкурс набирает обороты. Если четыре года назад в нем приняли участие всего 12 мастеров, то в этом году строгое жюри отобрало 20 заявок на участие из присланных 28. Качество работ, форма подачи материалов также выросли, отметил председатель жюри, директор Сибирского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников профессионального образования кандидат педагогических наук Андрей Муравьёв. Еще одна приятная тенденция, которую назвал Андрей Анатольевич, состоит в том, что в этом году много участников из районов: представлены, в частности, Здвинск, Линёво, Куйбышев, Колывань, Бердск. При этом возраст конкурсантов варьирует от 21 года до 50 лет. Ольга Ильиных — представитель молодого поколения. Вчерашняя студентка (педагогический стаж составляет два года), она умело справляется со своей работой в ПУ № 1, опирается на опыт старших коллег. — Конечно, я волновалась, но то, что я вышла на сцену — большой шаг в преодолении себя. Это поможет мне двигаться дальше и развиваться как профессионалу, — призналась Ольга Андреевна, держа в руках диплом финалиста конкурса «Мастер года — 2012». В третьем — заключительном — туре конкурсантам, помимо тестовых заданий по педагогике и методике производственного обучения, было предложено решить проблемы, которые могут возникнуть с обучающимися как на уроке, так и вне его. Например, как бы вы поступили, если бы во время занятия по классу летали записки? Или если группа пришла на лекцию в верхней одежде? — Я в сложных случаях беру гитару, но предупреждаю, что, сколько бы я ни играла, это время я вычту из перемены. Ребята постепенно успокаиваются, и можно вести урок. В этой ситуации поступила бы точно так же: начала играть, — поделилась своим вариантом решения проблемы Светлана Сырцова. — Ведь на концерт мы приходим — снимаем куртки и шапки. Вот и студенты бы постепенно разделись. — На этих педагогах держится все, что связано с производственным обучением. Я бы назвал этих людей производственным ядром нашей системы профессионального образования, — подчеркнул важность начального профессионального образования министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Игорь Шмидт. Он также выразил признательность всем, кто принимал непосредственное участие в подготовке и проведении областного конкурса: управлению развития трудовых ресурсов и профессионального образования министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, подведомственных министерству Дому технического творчества, Дому культуры учащейся молодежи и Новосибирскому техникуму металлургии и машиностроения им. А.И. Покрышкина, ставшему площадкой для двух последних этапов конкурса. Завершая мероприятие, Игорь Шмидт добавил: «Сегодня мы идем путем развития системы подготовки кадров, многое делаем, чтобы оснастить учреждения профобразования современным оборудованием, вводим в эксплуатацию новые мастерские и лаборатории, создаем условия, обеспечивающие качество обучения в наших образовательных учреждениях. Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов уделяет особое внимание привлечению к преподаванию специалистов с производств. И на государственном уровне, и на уровне правительства Новосибирской области проведены необходимые мероприятия и повышена заработная плата не только педагогам, но и, что очень важно, мастерам производственного обучения. Она теперь сравнялась со средней по региону». Игорь Викторович поблагодарил всех за труд и пожелал новых достижений и побед в новом году. ПОБЕДИТЕЛИ Из десяти участников, прошедших в III тур по итогам I и II этапов конкурса, были выбраны трое победителей. Дипломом, символом конкурса и денежной премией в размере 15 000, 10 000 и 8 000 рублей за I, II и III места соответственно награждены: — ВЯТКИНА Ольга Ивановна, мастер производственного обучения по профессии «аппаратчик элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства» Черепановского политехнического техникума, — I место; — ПРОХОРОВА Вера Юрьевна, мастер производственного обучения по профессии «коммерсант в торговле» Профессионального лицея № 66, — II место; — ГУДЫМО Татьяна Ивановна, мастер производственного обучения по профессии «оператор связи» Профессионального лицея № 51, — III место. Кроме того, Ольге Вяткиной, занявшей I место в конкурсе «Мастер года — 2012», был вручен сертификат на получение премии губернатора Новосибирской области в размере 30 000 рублей. ФАКТ В 2011 — 2012 годах на создание эффективной системы профессионального образования направлено 587 млн руб.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент