Продать, чтобы спасти

Чтобы сохранить объекты культурного наследия от разрушения, придется передавать их частным лицам Возможно, вскоре вполне законно аварийные памятники истории и архитектуры будут сдаваться за символическую плату, при условии, что арендатор возьмет восстановление здания на себя. Об этом рассказал начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев.
Чтобы сохранить объекты культурного наследия от разрушения, придется передавать их частным лицам Возможно, вскоре вполне законно аварийные памятники истории и архитектуры будут сдаваться за символическую плату, при условии, что арендатор возьмет восстановление здания на себя. Об этом рассказал начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев. — Сегодня в Государственной думе рассматривается предложение по внесению изменений в законодательство, которое бы позволяло аварийные объекты культурного наследия сдавать в аренду за символическую плату, — отметил он. — Такая практика уже существует в Москве: арендатор платит один рубль и берет обязательства по реставрации этого объекта. Затем у него возникает право выкупа памятника в соответствии с действующим законодательством. Ножницы цен Тема аренды и покупки памятников истории и архитектуры стала особенно актуальна в связи с последними событиями. Напомним, в отношении главы департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Романа Шилохвостова, подписавшего договор о продаже особняка на улице Октябрьской за шесть миллионов рублей, возбудили уголовное дело — следствие посчитало цену заниженной. Ситуацию прокомментировала Марина Грес, начальник научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия региона: — В 1997 году дом на улице Октябрьской был сдан в аренду ООО «Гомеопатический медико-социальный центр» в аварийном состоянии. Кирпичную кладку разъедала эрозия, кирпичи обросли мхом, стропила крыши почти разрушились. За время аренды пользователь полностью восстановил памятник за собственный счет и, воспользовавшись законом о добросовестной аренде, выкупил дом без проведения конкурса. То есть, по мнению специалистов, продажа особняка по такой цене вполне оправдана, ведь никто не учитывает ту сумму, которую организация уже вложила в реставрацию здания. Александр Кошелев подчеркнул также, что процент средств на реставрацию культурных объектов, вложенных частными лицами, возрастает с каждым годом. Аренда и продажа старинных зданий часто становится мерой для поддержания их «жизнеспособности». Можно и дальше сохранять объекты в государственной и муниципальной собственности, но сейчас у государства нет возможности в полном объеме профинансировать реставрационные работы. Особенно тяжелая ситуация в муниципальных образованиях. Процедура же передачи объекта в собственность тому, кто о здании будет по-настоящему заботиться, вполне легитимна. — До заключения договора купли-продажи между управлением и будущим собственником выполняется охранное обязательство, — подчеркнул Александр Кошелев. — В нем зафиксированы ограничения, связанные с деятельностью, которая может привести к изменению, разрушению здания памятника, его облика. Также в акте технического состояния, который является приложением к охранному обязательству, фиксируются те работы, которые собственник должен провести по сохранению здания. У нас есть примеры, когда арендатор произведения монументального искусства, которое находилось в полуразрушенном состоянии, проводил его полную реставрацию. Сейчас ведутся работы в зданиях на Красном проспекте, 25, Красном проспекте, 22. Еще по ряду объектов разрабатываются проекты реставрации. По словам специалистов, содержание объектов культурного наследия не приносит арендаторам и собственникам выгоды. Реставрация аварийных зданий обходится в миллионы рублей. Именно поэтому приходится говорить о снижении арендной платы. Историческим зданиям — правильную рекламу Государственной охране объектов культурного наследия приходится следить не только за состоянием памятников истории и архитектуры, но и за их внешним видом. — В Новосибирске в целом существует очевидный перегиб с размещением рекламы. Когда здание большое, каждый арендатор стремится разместить рекламную конструкцию на свой участок фасада так, как ему хочется. Получается разномастная и весьма неприглядная композиция, — считает Александр Кошелев. — Мы, естественно, принимаем меры, чтобы привести фасады объектов культурного наследия в надлежащее состояние, очистить их от рекламы. К примеру, нами были разработаны и введены жесткие параметры рекламных конструкций, которые могут быть размещены на зданиях-памятниках с учетом их архитектурного облика и масштаба. В среднем это не более одного квадратного метра на фасаде. Оптимальное место размещения рекламной конструкции — между первым и вторым этажом, выше — только если есть какие-то особенности и исторически это обосновано. Однако большинство конструкций, которые сегодня закреплены на объектах культурного наследия, не соответствуют этим требованиям. Сейчас мы ведем работу по приведению внешнего вида зданий в соответствие с параметрами проекта и требованиями режимов пользования территории. Рассчитывать на понимание арендаторов, заинтересованных в том, чтобы их реклама была как можно больше и ярче, пока, к сожалению, не приходится.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент