Родителей в школу! На переговоры

На съезде присутствовали более 700 делегатов из всех районов области. Безусловно, оказаться здесь — большая честь для учителя. Альфия Макажанова работает в школе три года, но уже избрана председателем Ассоциации молодых педагогов Баганского района. «Первый год я присматривалась к работе, почти не участвовала в общественной жизни, но это быстро стало мне скучным, поэтому я основательно пересмотрела свой подход к профессии, — рассказывает она. — Не так много выпускников педуниверситета идут работать в школу, так что особенно приятно было встретиться здесь со своей однокурсницей».
На XII областном съезде педагогов обсуждались статус учителя и новые формы взаимодействия школы и общества Стало привычным, что при обсуждении проблем школьного образования обязательно возникают две темы: ЕГЭ и зарплаты учителей. Педагогическое сообщество в корне несогласно с подобной привязкой: не это в нашей работе главное, считают они. Учатся и учат На съезде присутствовали более 700 делегатов из всех районов области. Безусловно, оказаться здесь — большая честь для учителя. Альфия Макажанова работает в школе три года, но уже избрана председателем Ассоциации молодых педагогов Баганского района. «Первый год я присматривалась к работе, почти не участвовала в общественной жизни, но это быстро стало мне скучным, поэтому я основательно пересмотрела свой подход к профессии, — рассказывает она. — Не так много выпускников педуниверситета идут работать в школу, так что особенно приятно было встретиться здесь со своей однокурсницей». Действительно, такие встречи на съезде, в общем-то, редкость, а потому на большом августовском педсовете особенно активно обсуждались проблемы подготовки кадров. И губернатор Василий Юрченко, и министр образования области Владимир Никонов указали на то, что студенты педагогических вузов не стремятся работать в школе. И дело не в материальной стороне вопроса. Правительство области выполняет свои обязательства: средняя зарплата учителей в прошлом сентябре уже превысила размер средней зарплаты по региону. — На других форумах обсуждают профессиональные темы, а на нашем съезде по инерции нет-нет да и заводят разговоры о заработке. Мы работаем ради другого и хотим обсуждать, как мы учим, — говорили педагоги после съезда. Речь в первую очередь шла о том, как повысить статус учителя в глазах общества. Многое здесь зависит от самих педагогов, от их самоощущения. Они должны высоко ценить свою профессию, постоянно развиваться и учиться новому. Причем самообразованием здесь не обойтись, нужны современные центры переподготовки работников образования. Об этом говорил председатель профсоюза работников народного образования и науки Сергей Нелюбов. Современные стандарты требуют от педагогов новых навыков, в том числе управленческих, и, конечно, освоения информационных технологий. Создание общего ресурсного центра, полностью соответствующего реалиям времени, необходимо, но не менее важно пересмотреть процесс подготовки педагогов в вузах. Изменения не должны сводиться к механическому переходу на систему бакалавриата и магистратуры по Болонской конвенции. Они должны быть продуманными, чтобы студенты понимали свою роль на современном этапе и были готовы компетентно выполнять свои обязанности. Убрать формальности Головная боль для многих учителей и директоров школ — большое количество отчетности и ведение документации. Этот вопрос обсуждался и на круглых столах, прошедших 23 августа, и на пленарном заседании 24 августа. В региональном министерстве также понимают, что этот процесс нуждается в оптимизации, поэтому активно поддерживают проект управления качеством образования. Здесь уже есть успехи, которыми с участниками съезда поделились сотрудники Новосибирского аэрокосмического лицея. Разработана образцовая документация для образовательных учреждений по производственным стандартам ISO-9000, за что лицей был удостоен премии областного министерства промышленности. Сейчас в проекте участвуют 53 школы. В министерстве образования и науки надеются, что такой переход не только сделает более привлекательным инвестиционный потенциал школ, но и упростит отчетность. Проблема ремонта и реконструкции школьных зданий, а также равной обеспеченности школ образовательными ресурсами решается в области эффективно. Но в областном министерстве есть новые идеи по модернизации материальной базы учреждений образования. Так, Владимир Никонов рассказал о необходимости создания межшкольных ресурсных центров для проведения уроков технологии. Содержание центра на уровне нового образовательного стандарта под силу не каждой школе. Общие центры — достойный выход в этой ситуации, именно они не позволят превратить уроки технологии в формальность. Недаром на съезде много говорилось о том, что задача учителя не только и не столько в том, чтобы передать знания, но в том, чтобы воспитать ученика, приучить его к труду. Родительское собрание О том, чему и как должны учить в школе, на съезде поговорили и с представителями общественности. Очевидно, что надо налаживать более тесный контакт с родителями, чтобы воспитание шло более эффективно. Эта идея нашла поддержку на высшем уровне. Так, принявший участие в работе съезда заместитель министра образования РФ Игорь Федюкин заметил, что на подобных мероприятиях следует расширить представительство общественных организаций — родительских комитетов и попечительских советов. Министр образования, науки и инновационной политики нашей области даже спрогнозировал, что уже в следующем году учителя вызовут к себе родителей на августовский педсовет. Ведь воспитание — общее дело семьи и школы. Признав необходимость совместного обсуждения проблем образования и воспитания, работники образования высказали свою точку зрения: оставить за собой профессиональный съезд, а для встречи с родителями подготовить другую аудиторию в тщательно продуманном формате. Возможно, через год нас ждет областное родительское собрание. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Игорь ФЕДЮКИН, заместитель министра образования и науки РФ: — Сейчас у нас очень насыщенная программа: повсюду проходят съезды работников образования, так называемые августовские педсоветы, в которых представители Министерства образования и науки РФ активно участвуют. Я уже был в Якутске, вчера в Томске, сегодня в Новосибирске. Это очень важный для нас формат. Мы не столько хотим представить свое видение развития образования, но, напротив, услышать предложения и замечания учителей. Съезды для нас — средство наладить контакт с педагогическим сообществом. И я жду от каждого такого мероприятия вопросов, настоящих дискуссий, из которых будет понятно, что педагоги ждут от чиновников.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент