Хозрасчет жив и действует

Для того, кто намерен поправить свое здоровье и отдохнуть, взгляд на санаторий или курорт имеет самый утилитарный угол зрения. Иное дело — взгляд специалиста. И не только врача. Это было заметно в ходе научно-практической конференции «Организация инновационного бизнеса и модернизация курортного дела на принципах хозрасчета» в городе Белокурихе Алтайского края. Председатель оргкомитета конференции, председатель совета директоров санатория «Алтайский замок» Борис Анисимов отметил неподдельную заинтересованность в обозначенной тематике со стороны руководства Сибирского федерального округа, администраций его субъектов, ученых, представителей здравоохранения, социальной защиты, социального страхования, государственных структур по стратегическому и экономическому развитию, международным связям и туризму.
Организация инновационного бизнеса и модернизация курортного дела интересуют специалистов разных направлений Для того, кто намерен поправить свое здоровье и отдохнуть, взгляд на санаторий или курорт имеет самый утилитарный угол зрения. Иное дело — взгляд специалиста. И не только врача. Это было заметно в ходе научно-практической конференции «Организация инновационного бизнеса и модернизация курортного дела на принципах хозрасчета» в городе Белокурихе Алтайского края. Неподдельный интерес Председатель оргкомитета конференции, председатель совета директоров санатория «Алтайский замок» Борис Анисимов отметил неподдельную заинтересованность в обозначенной тематике со стороны руководства Сибирского федерального округа, администраций его субъектов, ученых, представителей здравоохранения, социальной защиты, социального страхования, государственных структур по стратегическому и экономическому развитию, международным связям и туризму. В разговоре профессионалов приняли участие экономисты, юристы, медики, физики и организаторы бизнеса из России и Германии. Солидный творческий десант составили группы журналистов из Новосибирской области, Алтайского края и Казахстана. Приветственное слово передал академик Российской академии наук, ученый-клиницист, эколог Влаиль Казначеев, многие годы совершенствующий оздоровительное дело в Белокурихе. «Наверное, правильно, что вы объединили курортологию и экономику. Сегодня необходимо говорить о стоимости человеко-часа здоровой жизни», — высказался он в приветственном письме. Опыт немецких коллег С большим интересом были выслушаны выступления председателя Сената Федерального патентного суда ФРГ Петера Гёбеля, председательствующего судьи Федерального патентного суда этой страны Йоахима Бендера и других немецких гостей. Они поделились зарубежным опытом решения проблем охраны, защиты и продвижения интеллектуальной собственности в курортологии. Участники конференции обсудили прорывные инновационные подходы, которые необходимо решать при модернизации лечебно-диагностической базы и услуг. Особый акцент сделан на хозрасчетные принципы управления бизнесом. — Только хозрасчетная экономика претендует на статус реальной, так как буквально на каждом рабочем месте начинается реальный экономический процесс, экономика видимая, прозрачная, — уверен Борис Анисимов. — В этом суть наших инноваций и смысл экономических методов управления, которым должны уступить административные методы и системы управления. Санаторий «Алтайский замок» формирует новшества в содружестве с учеными Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Рынок всюду По окончании конференции на вопросы обозревателя «Советской Сибири» ответил доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук Владислав ТИТОВ. — Владислав Владимирович, как получилось, что наряду с производственной тематикой вы занялись санаторно-курортной? — Еще в середине девяностых годов прошлого века я получил грант Российского фонда фундаментальных исследований за создание модели внутрикорпоративного рынка. Чтобы было понятно: есть общий рынок, а внутри корпорации — свой рынок. Зачастую в корпорации головная компания игнорирует экономику и в том числе интересы дочерних компаний, диктуя всё, вплоть до цен. И в этом случае дочерняя компания вообще не получает никакой прибыли. А по-хорошему необходим баланс интересов. Механизм, который мы разработали, может быть использован в любом производстве, включая производство услуг. Без особых проблем мы сделали это и для санаторной сферы. К чести руководства санатория, оно пошло на то, чтобы поделиться частью своей прибыли с внутрикорпоративными хозрасчетными группами сотрудников. Там понимают: когда будет выстроен механизм экономического стимулирования внутрикорпоративного рынка, повысится эффективность производства (деятельности санатория) и возрастет прибыль. От этого выиграют все сотрудники, потому что каждый будет заинтересован в эффективной работе. — А насколько современно сегодня понятие хозрасчета? В обиходе чаще всего термины, содержащие слово «бизнес»… — Действию экономического механизма безразличны названия. Пока не придумали ничего другого, слово «хозрасчет» здесь наиболее подходит. Должна быть экономическая заинтересованность от новшеств. У японцев 30 процентов прибыли создаются за счет новшеств работающих. Вот почему в Японии идет постоянный поток инновационных идей, или рацпредложений, как у нас принято было говорить раньше. Они стимулируются — и не только деньгами, но и морально. Экономическое стимулирование инновационного процесса должно быть обязательно! — Довелось познакомиться с вашей теоретической разработкой хозрасчетной модели для санатория. Она изобилует формулами... Насколько под силу освоить их и применить на практике? — Понятно, что не каждый человек подготовлен к этому. Мы занимаемся с санаторием полгода, помогаем. Формулы совершенно точны и нужны для однозначного понимания сути действий. А будь на их месте слова, началась бы произвольная их трактовка. — У нас в Новосибирской области в последнее время создаются базы для развития туризма. Какова перспектива этого направления деятельности? — Необходимо выстраивать четкий бизнес-план, всё досконально рассчитывать, изучать спрос. Взять хотя бы туристический проект, связанный с реконструкцией части старинного Сузунского монетного двора. Начинание интересное, но, видно, одного монетного двора окажется мало. Нужно, чтобы была возможность показать приезжим людям еще какие-то достопримечательности. — У туристического маршрута должна быть закольцованность? — Конечно. Точнее необходимо объединять силы и направлять их на взаимовыгодную совместную деятельность. Потребуется создание туристического кластера. А еще — хороший собственник, помимо участия области. Для начала понадобятся большие деньги — чтобы раскрутить маршруты. Вот тут уместны были бы налоговые льготы тем, кто решается вкладывать свои средства в подобные инновации. Нужно встречное движение и собственников средств, и государства. А людей, имеющих деньги и желание вложить их в какое-то предприятие, немало.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент