Где вы, дети девяностых?

Вузы будут готовить магистрантов по заказу предприятий. Ученых и инноваторов становится больше, но их пока недостаточно. Как привлечь в науку и наукоемкий бизнес молодежь? Как дать понять бизнесу, что если он не профинансирует ту или иную разработку сейчас, завтра будут покупать ее у Запада? На VII Новосибирском инновационно-инвестиционном форуме ведущие представители науки, образования и научного бизнеса обменялись мнениями по поводу того, как решить эти затянувшиеся вопросы.
Ребёнок для науки Напомним, что идеальным инноватором считается тот, у кого есть не только деловая жилка, но и искренняя любовь к науке. К сожалению, таких людей пока мало, особенно среди молодежи. Ректор НГТУ Николай Пустовой видит решение проблемы в том, чтобы возродить в детях интерес к самой науке. Мотивация к тому, чтобы связать свою жизнь с научными исследованиями, должна возникать у ребят не в десятом классе, а намного раньше. В связи с этим ученые и преподаватели возлагают большие надежды на Музей удивительной науки в Академгородке, Новосибирский астрофизический центр и Сибирский научно-технический музей. Они должны стать не только центрами, где в развлекательной форме будут подаваться ведущие достижения прогресса. В нашей области запускается инновационная модель музеев, где будут выявлять одаренных детей и талантливую молодежь. — Задача образования в том, чтобы создать взаимодействие между обществом и рынком, обеспечить страну инновационными кадрами, — полагает Николай Пустовой. — Сейчас бизнес начинает осознавать, что он не сможет получить идеального для себя специалиста без взаимодействия с образованием. Университет дает базовые знания, он не способен автоматически подготовить человека под конкретное место и предприятие — такого не было даже в советское время. Поэтому компания должна выращивать для себя молодых специалистов начиная с третьего-четвертого курса. Стол заказов Это не просто теоретическая концепция — в сентябре по инициативе правительства Новосибирской области в НГУ был создан Межуниверситетский магистерский центр, который будет готовить инженеров-исследователей для наукоемкого бизнеса. Второй Межуниверситетский магистерский центр заработает в НГТУ и будет сконцентрирован на подготовке молодых инноваторов для промышленных компаний. Схема работы межуниверситетских магистерских центров такова: студент, вуз, предприятие-заказчик и министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области заключают между собой договор. Согласно этому документу обучение магистранта ведется за счет областного бюджета. Кроме того, студент будет получать повышенную стипендию, чтобы не отвлекаться на подработку, а заниматься только учебой. Работодатель же должен предоставить магистранту место для прохождения практики, а после завершения двухлетнего обучения принять новоиспеченного инноватора на работу. Это особо важно, ведь нет никакой гарантии, что человек с высшим образованием займется серьезным бизнесом, а не станет менеджером или системным администратором. Дефицит молодёжи Общая статистика такова: инновационных компаний много, но работают в них не свежие выпускники вузов, а люди, уже имеющие некоторый опыт в науке. — В Академгородке сейчас успешно работают более 300 инновационных компаний, — заявляет генеральный директор ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка» Дмитрий Верховод. — Их годовой объем выручки — более 11 миллиардов рублей, а работает там около 7 000 человек. Больше половины этих предприятий имеют менее 1 миллиона долларов в год, то есть это малые предприятия. Однако значительная часть этих компаний возникла еще в 90-е годы, и созданы они сотрудниками институтов СО РАН, которые, имея научный задел и амбиции, решили попробовать себя в предпринимательстве. Как отметил Дмитрий Верховод, высшая цель технопарка — ежегодно обеспечивать появление не менее 20 новых успешных компаний. Однако не технопарком единым идет инновационное развитие в Сибири. Немало интересных и глубоких разработок есть у СО РАН. Но проблемы с финансами и взаимопониманием с инвесторами — беда не только маленьких компаний, а и академических институтов. Говорим на разных языках — Бюджет СО РАН формировался так: 50 процентов нам давало государство, а еще 50 процентов мы должны были зарабатывать сами, — утверждает заместитель председателя Президиума СО РАН Василий Фомин. — Но поскольку раньше была мощная оборонная промышленность, заработать эти 50 процентов было вполне реально. За постсоветское время пришлось перестроиться и наладить сотрудничество с бизнесом, однако порой бывает так: два года ведем переговоры о сотрудничестве, не приходим к соглашению, расстаемся. Через год директор предприятия приходит в институт и сам заявляет о желании работать в той или иной области. Из-за остатков финансирования уникальные разработки простаивают и в конце концов теряют свою уникальность. Василий Фомин приводит еще один печальный и малоизвестный пример: около 20 лет назад в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН была создана технология холодного газодинамического напыления. Эта технология, позволяющая формировать металлическое покрытие на любой поверхности, стала очень востребованной — например, с помощью нее сейчас покрывают купола церквей, токосъемники трамваев и троллейбусов. Она была новосибирским ноу-хау, однако из-за недостатка финансирования быстро оказалась на Западе, как и многие другие разработки. Россия могла бы стать монополистом в области холодного газового напыления, однако сейчас нам приходится делить первенство в этой сфере с Германией… Как ни парадоксально, но все эти проблемы — отголоски распада СССР. Российскую науку не возрождают, а строят заново, и первые результаты этого труда мы увидим лишь через три-четыре года, когда 20 новых компаний технопарка и заказные магистранты смогут проявить себя в деле. Ждем ваших прогнозов по этому поводу, уважаемые читатели. ЦИФРА В 2011 году на обучение в Межуниверситетский магистерский центр НГУ приняли 20 человек.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент