Вопросы здоровья с позиции управления

От уровня менеджмента в здравоохранении зависят здоровье и жизнь пациентов. Нам оказывают медицинские услуги и за это всегда кто-то платит: либо сам пациент, если речь идет о коммерческой структуре, либо государство — по принципу возмещения затрат. Правда, измерить в денежном эквиваленте в этой сфере можно далеко не все. К примеру, стоимость процедуры, операции, аппаратного исследования — да. А сколько стоит милосердие? Или профессионализм хирурга? Или доверие пациента? Это вопросы не из области философии, а как раз те моменты, которые определяют специфику управления медицинской службой.

В Новосибирске состоялся круглый стол на тему «Нуждается ли здравоохранение в новых управленческих технологиях», на котором руководители медучреждений рассказали о специфике построения менеджмента в отрасли и особенностях организации лечебно-профилактического процесса в современных экономических реалиях. Мнения представителей как государственных, так и частных медицинских организаций едины в незыблемости главного профессионального принципа: нет ничего более ценного в работе врачей, чем жизнь и здоровье пациента. Как этот постулат увязать с понятиями экономической целесообразности, конкурентоспособности, которые лежат в основе деятельности любого предприятия, субъекта рынка, каковыми, по сути, являются и учреждения здравоохранения независимо от формы собственности и статуса? Общий вывод: управление в здравоохранении обязательно включает социальную составляющую. Технологии управления К примеру, такое федеральное учреждение здравоохранения как НИИТО — высшая ступень в иерархии медицинских организаций. Здесь проводятся высокотехнологичные операции, которые способны выполнять специалисты высочайшего класса, имеющие за плечами не менее 15 лет практики. Удержать такие кадры — задача непростая. Уравнение должно решаться с помощью, во-первых, создания комфортных условий для врача, во-вторых, внедрения корпоративных регламентов, позволяющих управлять высокопрофессиональным персоналом. При том что 97 процентов операций идет по линии федеральных квот. Это еще и определенная зависимость от государственного заказа: сегодня есть гарантированный объем, завтра — нет. Выход в создании отделения для платных пациентов. Таким образом учитываются нужды как льготников, так и тех, кто может воспользоваться медицинскими услугами учреждения такого уровня, не ожидая очереди. Не менее важный момент — создание сплоченного коллектива, команды, способной решать задачи различной сложности. Коллектив областной клинической больницы — более двух с половиной тысяч человек. Управлять таким учреждением эффективнее, используя электронный документооборот, организуя систему поддержки специалистов. — Говоря о новых технологиях управления в здравоохранении, нельзя забывать, что пациент всегда был и остается главной фигурой, как бы система ни менялась и на какие бы экономические рельсы ни вставала, — говорит Евгений Комаровский, главный врач Государственной новосибирской областной клинической больницы (ГНОКБ). — Но и врачу для того, чтобы он мог нормально работать, оказывать качественные медицинские услуги, необходимо создавать комфортные условия. Есть вопрос — ищи решение К примеру, избавить врачей от неврачебных функций. Говоря образно, врачу за ворохом бумаг и отчетов зачастую сложно увидеть пациента. Время, которое медики тратят на заполнение формуляров и журналов, они могли бы посвящать больным. По словам главного врача Новосибирской городской поликлиники № 20 Игоря Воробьева, с появлением электронных носителей, бумажные формы отчетностей до сих пор не вышли из оборота. Как считают врачи, чем меньше будет формализован лечебно-профилактический процесс, тем легче будет не только медикам, но в первую очередь пациентам. И пациент должен иметь возможность выбирать врача, которому он доверяет как профессионалу. А если врачи будут конкурировать за пациентов, это, предположим, будет сказываться и на размере заработной платы. Тоже возможный управленческий ход. Кстати, о качестве обслуживания, к примеру, главный врач ГНОКБ узнает напрямую от пациентов: введена система личных приемов, что помогает оперативно решать возникающие проблемы и повышать качество медуслуг. А если задуматься... В государственной системе здравоохранения мы наблюдаем сейчас невиданный подъем: внедрение новых технологий, техническая модернизация, введение в обиход электронной регистратуры и так далее. Капитального ремонта, который сейчас проводится в детских больницах и роддомах в областном центре, ждали долгие годы. Сегодня здравоохранение является одной из самых затратных статей бюджета. Оно переживает свое второе рождение. И, кажется, вот-вот наши поликлиники и больницы превратятся в то, что мы привыкли видеть в заграничных фильмах. Но дело-то не во внешнем лоске. Задумывались ли мы когда-нибудь о том, какой процент населения, то есть нас с вами, получает ползарплаты в конверте? Это те самые деньги, которые мы, сэкономив на налогах, сэкономили на себе, урезав бюджетную копилку. Но при этом не сомневаемся в своих правах на получение медпомощи в полном объеме. А задумывались ли мы с вами, насколько нам повезло, что не приходится подписывать контракт на предмет лечения? За рубежом такая практика существует повсеместно, и если пациент не выполняет режим и требования врача, никто не оплатит его лечение — ни страховая компания, ни государство. А как мы сами относимся к своему здоровью? Вопросов к себе много, но задавать их всегда проще другим.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент