Зелёный остров в центре города

Есть в центре Новосибирска место, к которому многие горожане относятся неоднозначно, — Центральный парк. Вроде и востребованное место массового отдыха, и в определенной степени памятник истории. Но долгое время парк производил впечатление заброшенности. Сейчас он настолько изменился, что не обратить внимания на это уже невозможно. За счет чего произошли эти преобразования? Сегодня наш собеседник — директор Центрального парка культуры и отдыха Сергей ЕМЕЛЬЯНОВ.
Не по наследству — Сергей Анатольевич, когда увидела, как апрельским пасхальным воскресеньем люди шли в Центральный парк с куличами, была удивлена… — А что вас удивило? Да, у нас растет кедр, посаженный еще владыкой Сергием, царствие ему небесное. И сейчас в большие праздники к нам обязательно приходит отец Виталий из Вознесенского кафедрального собора. Ведь желание воспитывать людей у нас тоже есть. Причем воспитывать в доброте, нежности что ли… Не знаю почему — для меня как для профессионала это совершенно непонятно, — но парки в этом плане недооценивают. Они в отличие от театра, филармонии, кино (хотя кино сегодня все реже можно назвать высоким искусством) вроде бы не относятся к сфере духовного воспитания. Конечно, если в парке ничего не происходит, кроме танцев под терзающую слух музыку, тогда так. А у нас и бальные танцы учат танцевать, и ретро-вечера для старшего поколения проводят, любая детская программа — познавательная и воспитательная одновременно. И вообще, чему я очень рад, за последние годы сложилась некая общность людей, которым парк — не чужой. Вот привезли, например, со своих дачных участков сто кустов роз. Всем миром — близлежащие детсадики, школы, училища, институт — те, кто проводят здесь прогулки, уроки физкультуры, ярмарки профессий, а также арендаторы, — вместе с нами убирают, чистят от листвы, готовят парк к зиме. В наш век экспансии технологий и урбанизации, мне кажется, такие вещи нельзя недооценивать: зеленый остров в центре города — это уже здорово и само по себе воспитание. Хотя бы не бросать куда попало мусор. У нас нет хорошего асфальта, но тем не менее валяющихся бумажек вы не увидите. Поп-корн ребенок нечаянно рассыплет, тут же дворники заметают... — Парк вы фактически реанимировали. — 2 августа 1999 года вышел приказ о назначении меня директором парка. Каким был он в ту пору, новосибирцы помнят — никаким. Старые аттракционы, сомнительные кафе. И то, что мы сделали за этот период, для города и для всех было действительно скачком, причем оцененным высокопрофессиональными экспертами. Начиная с «Хрустального колеса» — награды, которую ежегодно получают 10 лучших парков России, её мы были удостоены в 2004 году. Одним из самых приятных знаков, отметивших уровень нашей работы, стало вручение на одном из парковых профессиональных совещаний грамоты Центральному парку Новосибирска как надежному партнеру от ведущего в мире производителя аттракционов — итальянской фирмы Zamperla. Наряду с московским цирком на проспекте Вернадского и парком имени Горького. У нас в парке впервые в России была установлена так называемая башня свободного падения, есть горячо любимый горожанами семейный аттракцион Rockin’tug, американская горка, реконструированная именно этой фирмой, и множество других, более мелких аттракционов. То есть с точки зрения подбора и набора аттракционов парк укомплектован достаточно, и хотя совершенству предела нет, в дальнейшем мы будем лишь заниматься уборкой старых аттракционов и установкой новых. Безусловно, мое желание как директора муниципального парка, чтобы было больше муниципальных аттракционов, а не арендаторов. Сейчас соотношение пока в пользу арендаторов — 15 к 40. Чтобы это изменить, нужны определенные финансовые вложения. У нас в районе новый глава администрации, который, как я понял, будет нас поддерживать и перед мэрией, и перед депутатами. Потому что парк — это, помимо прочего, хороший бизнес, который может окупаться и приносить городу доход. Кстати, все годы моей здесь работы мэрия нас поддерживала, но, к сожалению, не финансами… А вообще путь развития был такой. У парка не было денег, и он был совсем пустой. Мы привели сюда людей сначала через дискотеки, потом начали с ними работать: проводили концертные программы, вечера и прочее. Появились кафе. Народ пошел в парк. Почём адреналин? — Слышала мнение об излишней коммерциализации парка. — Подобные разговоры мне представляются странными: именно доход от аттракционов и позволяет нам развивать все остальное. Ведь то, что происходит на сцене, никак не финансируется, в большем ряде случаев это наши программы и наши затраты. И наша коммерция — это, согласитесь, не торговля наркотиками или оружием, это, наоборот, — в чистом виде радость жизни. Когда человек приходит, выплескивает свои эмоции положительным образом (у нас ведь есть и взрослые, экстремальные аттракционы), ему не хочется ни драться, ни делать что-либо еще вредное для окружающих. Я считаю, это тоже некий момент воспитания — адреналин, полученный в парке, на аттракционе. — Как обстоит дело с безопасностью этих технических сооружений? Ведь поводы для волнений хоть редки да метки: то в Бердске случай с мальчиком на колесе обозрения, то у вас пару месяцев назад девочка чего-то там напугалась!.. — Если коротко: у меня инженер по технике безопасности такой вредный и дотошный дядька, что никому мало не покажется, и аттракционы у нас в полном порядке. А ситуация с девочкой всеми, в том числе и СМИ, была сильно преувеличена, на самом же деле никакой опасности ее жизни и здоровью не представляла. Когда мы предложили представить результаты съемок камеры видеонаблюдения, которые установлены у нас на большинстве аттракционов, все претензии улетучились. — Сергей Анатольевич, а как вписывается в планы развития парка реконструкция театра музыкальной комедии? — Довольно тяжело пришлось отбиваться от проекта размещения театра на новой парковой территории. Я этого не понимаю: ладно снести аттракционы близ улицы Фрунзе: основную часть выручки мы получаем в другом парковом сегменте, но убить зеленую зону?.. Мы готовы выстраивать все пространство, беря как культурную доминанту здание театра, а точку отсчета — исторически сложившуюся театральную аллею — благоустраивать, улучшать. Мы — за расширение здания театра как вправо, так и влево, но только не перемещать его по парку. Что же касается параллельности двух процессов, было совещание у губернатора, где говорилось, что в связи со строительством музкомедии город берет на себя обязанность реконструировать парк. Это наша давнишняя мечта. — Как вы, кадровый военный, в 33 года стали, скажем так, парковым профессионалом? — Когда в 90-е я ушел из армии, вынужден был пробовать разное. На барахолке поторговал — надо было семью кормить. Потом был завод Ленина, где за год я, инженер, стал начальником отдела маркетинга. Там же провел одну из первых в городе ярмарок. Повысили количество продаж, а времена были тяжелые: оборонный завод переходил на производство бытовой техники. Потом открыл свой тир в Центральном парке, потом добавились точки в других местах — расширил предприятие. Словом, в парк я пришел из коммерческой структуры. К сожалению, в то время мне не удалось убедить город в необходимости покупки двух крупных аттракционов для парка. Если бы тогда мы их купили, то сейчас не просили бы денег ни у кого, сами развили бы этот сектор и доля муниципальных аттракционов была бы значительно выше. Дело в том, что большая часть парков России сегодня в частных руках. Я не против частных парков, но я и за муниципальные парки. Потому что люди разные, а муниципалитет должен иметь какие-то гарантии вложения средств.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент