Блеск и «нищета» пригородных маршрутов

Четыре процента пассажиров электропоездов пытались проехать без билета Все чаще на пригородные маршруты выходят обновленные поезда, строятся новые станции, улучшается сервис, но это значит, что расходы железнодорожников не уменьшаются, а растут. И большинство пассажиров это понимает. Но «зайцы» думают иначе, демонстрируя своеобразный социальный эгоизм.

… Человек семь, недобро насупившись, столпились в тамбуре экспресса, следовавшего до Новосибирска. «Почему вы не купили билеты?» — следует вопрос. Но мужчины — все, как на подбор, высокие, в чёрных куртках, опускают глаза. «Почему-почему! — недовольно вскинулся один после продолжительного молчания. — Зарплату достойную платить надо!» Это верно. Но в любом случае проблемы с работодателем не оправдывают такую форму воровства, как безбилетный проезд. Рейд по борьбе с безбилетниками в электропоездах был в самом разгаре. На станции «зайцы» вынужденно сходят. Успеваю заметить, как толпящиеся на перроне молодые люди срываются с места по направлению к соседнему вагону. — О! Побежали! — замечает инспектор в ярко-зелёной жилетке. «Бегунов» контролёры, ОМОНовцы и сотрудники компании «Экспресс-пригород» Западно-Сибирской железной дороги ожидают у каждой двери. — Самое проблемное направление для нас — Черепаново, — продолжает проверяющий. — Иногда по полвагона без билетов проехать желает. Был случай, когда контролёр вошла в вагон— и почти все направились к тамбуру. Признаться, не думала, что нарушителей окажется так много. А вот Наталья Хиль, которая на железной дороге работает уже три с половиной года, «зайцам» ничуть не удивляется. Говорит, что сталкивается с безбилетниками практически каждый день. С утренних электричек ей приходится высаживать по 50 человек. Вот и сейчас пассажиры без проездных документов ей попадаются сразу. На просьбу предъявить билет мужчина лет сорока, небритый и невыспавшийся, вяло принимается шарить по карманам. То, что билета нет, очевидно: уж больно наигранные, демонстративные движения. Уже через секунды мужчина тоже приходит к такому выводу и с видом обиженного школьника отправляется в тамбур ожидать ближайшей остановки. Его сосед и вовсе пытается всучить Наталье проездной документ за другое число в надежде, что она посмотрит только направление. Но не тут-то было: кондуктор учительским тоном громко и отчётливо декларирует: «Это билет за другой месяц! Предъявите сегодняшний!». «Заяц» со знанием дела понуро выходит прочь из вагона. Пока кондукторы проверяют пассажиров, немолодой, но довольно резвый мужичок в чёрной дублёнке тянет автора в тамбур — мол, непременно, сию же минуту нужно сделать заявление для прессы! — Я живу в этой стране ужасной! — отрывисто, точно Маяковский, начинает мужчина. — Зарплату платят нищенскую… — после этого странный пассажир разражается политической тирадой, из которой следует, что он, Ваня Телегин, зоотехник и получает девять тысяч рублей в месяц (по мере того, как разрастается ораторский пыл, она увеличивается до двенадцати тысяч), что проезд слишком дорогой и он не всегда покупает билеты. Отвлечённые этой исповедью, инспекторы поздно замечают, что мужичок не вышел на остановке, к которой так рвался. После чего и выясняется, что зоотехник готов говорить что угодно и сколько угодно, лишь бы до остановки своей доехать. А билет Иван Телегин показать отказался: «Пять раз уже показывал! И не портите мне настроение!» — огрызнулся он на расспросы кондуктора. — Таких артистов хватает! — говорит Наталья Хиль. — Чего только не придумывают. Но за мою практику не было ни одного случая, когда «заяц» отказался бы выходить. На станции в вагоне появляется молодая женщина с ребёнком. «Вот, не успела билет купить», — поясняет она, придерживая сына. Женщина-проверяющая разъясняет, что в таких случаях оформить проездной документ можно прямо в вагоне, заплатив сбор 100 рублей (сотрудники «Экспресс-пригорода» уточняют, что сбор только для тех случаев, когда касса на станции находится в рабочем состоянии). Пассажирка не возражает и вскоре занимает место в вагоне. Хотя так реагируют только те, кто действительно не успел купить билет. Другие начинают возмущаться: «Заплачу только за проезд! Что это такое!». «В кассе дешевле», — говорят в таких случаях инспекторы.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент